Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Детские болезни и их лечение!
Текст был записан Н.Н. Виноградовым в начале XX века в районе Нижнего Новгорода. Смерть царя Ирода Представление для публики с пением и рассказами. Действующие лица: Царь Ирод (фигура его выше всех остальных кукол), в синей куртке, красных штанах и красной мантии; на голове - корона, через плечо - полоска золоченой бумаги в виде орденской ленты, грудь в крестах и медалях, в руке обнаженный меч. Два Ангела, в белой длинной одежде, украшенной полосками серебряной бумаги; за плечами крылья из перьев, в руках древесные ветви. Три Царя. Два - в черных, один - в желтой куртке, в красных штанах, в голубых мантиях; на голове короны из серебряной бумаги, на груди кресты и медали (но меньше, чем у царя Ирода), в руках нечто неопределенной формы, долженствующее изображать, по словам хозяев театра, . Пастушок, в обыкновенной крестьянской одежде, в высокой шапке, в лапотках; кнут свит кольцом - через плечо, в руках большой пастуший рог и палка-посох. При Пастушке (соединены с ним проволокой) две овечки- белая и черная с белыми пятнами. Воины (числом шесть), трое в золоченых и трое в серебряных доспехах, в касках, с копьями и обнаженными саблями. Кроме того, по задней стенке театра, по сторонам трона царя Ирода стоят еще шесть неподвижных воинов, одетых точно так же. Рахиль, одета в модное платье с пышными рукавами, юбка красная, кофта голубая, на шее бусы, простоволосая; в руках спеленатый ребенок. Ксендз, в черной рясе, с очень большими рукавами; на голове красная шапочка вроде ермолки; в руках четки. Смерть (вырезанный из картинки скелет, подклеенный на картон), в белом покрывале (саван), с косой в руках. Черт, весь обшит черной овчиной; рот, нос, глаза и уши красные; с рогами и с хвостом. ЯВЛЕНИЕ 1 Из правой двери выходят два Ангела с зажженными свечами, идут к пещере с пением: Дево днесь Пресущественного рождает, И земля вертеп к Непреступному приносит, Ангелы же с пастырями славословят, Волствие же со звездою путешествуют, Нам бо ради родися, Отроча млада, Предвечный Бог. Ангелы покланяются и уходят в левую дверь с пением. ЯВЛЕНИЕ 2 Из правой двери Пастушок гонит двух о в е ч е к к пещере, падает на колени и молится с пением. Пастушок. Нова радость стала, Яко в небе хвала, Над вертепом звезда ясна, Светла воссияла. Пастушки идут с ягняткам, Пред малым дитятком На колени упадали, Христа прославляли: <Молим, просим, Христе-царю, Небесный государю, Даруй лето счастливое, Всему господину!> Уходит в левую дверь с пением. ЯВЛЕНИЕ 3 Выходят три Царя. Один входит в правую дверь, а два в левую дверь, поворачиваются к пещере с поклонами и с пением. Цари (поют). Шедше трие цари Ко Христу со дары, Ирод им предвластен, Куда идут спросити. Здесь говор. Идем к рожденному, Идем поклониться. Снова пение. Идем поклониться, Пред царем явиться, Аще поклонюся, Пред царем смирюся, Где Христос родися, Там звезда явися; Звезда грянет чудно С востока до полудня. Цари поворачиваются все вместе к правой двери с пением. Ангел им являет, На путь наставляет. ЯВЛЕНИЕ 4 Выходит к ним Ангел из правой двери с говорит им. Ангел Идите иным путем, К Ироду не ходите: Ирод смущает, Волхвов созывает, Младенцев избивает. Пение Царей. Шёдше трие цари Во свои во страны, Христа славословят, Чая в небе быти, На веки хвалити. Цари с пением уходят: два в левую дверь, а один в правую с Ангелом. ЯВЛЕНИЕ 5 Выходит царь Ирод в правую дверь, садится на царский трон иговорит. Ирод. Аз есмь царь, Кто может мя снидь? Пошлю своя воины В страны вифлеемския Избить младенцев, Сущих первенцев. (Встает на троне с громким говором.) Воины мои, воины, Воины вооруженные, Встаньте предо мной. ЯВЛЕНИЕ 6 Воины входят в правую дверь и становятся перед царским троном в два ряда. Воины. Почто, царю, нас призываете, Что творить повелеваете? Ирод. Подите в страны вифлеемские, Избейте всех младенцев, Сущих первенцев. Ответ Воинов. Ваше царское величество, Ходили мы в вифлеемские страны, Избивали всех младенцев, Сущих первенцев. Одна госпожа Рахиль Не дает своего чада убить, А хочет идти К вашей милости просить. Ирод. Кто она такова? Привести ее сюда! Воины. Идем и приведем! Воины уходят все в левую дверь. ЯВЛЕНИЕ 7 Один Воин приводит Рахиль к царю Ироду; Рахиль падает на колени и плачет. Рахиль. О, царю, Великий государю! Помилуйте мое чадо-отрочате, Чтобы не было чего на том свете отвечати! Ирод. Воин, возьми его и убей, Чтобы не было более душе и телу скорбей. Рахиль. Царь, помилуй мое чадо! Ирод. Воин, возьми и убей его! Воин вытаскивает младенца у нее из рук и втыкает его на копье. Рахиль падает на землю и плачет. Плач Рахили. Ах, увы! Ах, увы! В горести, печали! Ах, увы! Ах, увы! В горести, печали! Вижу младенца прободенную утробу И предаюся гробу. Плач повторяется два раза сряду, Рахиль все время лежит на полу у трона. ЯВЛЕНИЕ 8 Является к ней (Рахили) Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее и говорит. Ангел. Не плачь, Рахиль, Восстань, Рахиль, Увидишь свое чадо У царя небесного в руцех. Ангел идет с пением и уводит Рахиль в правую дверь. Пение Ангела. Не плачь, Рахиля, Зря чада тело, Не убиют душу Военный крылы, Но бог принимает Во своя святыни (...) Маленькое чадо В рае будет радо. Пение повторяется два раза. ЯВЛЕНИЕ 9 В правую дверь входит Ксендз, подходит к И р о д у на троне и говорит с дерзостию. Ксендз. О, Ироде... За твоя превеликия злости Приидет гибель-дьябел И поберет черт душу твою и кости. Ирод. Аз злу непричастен, Ирод семь предвластен, Царствовать - царствую, Царство мати - маю, Равного себе не знаю. Ксендз. Поментуй, поментуй. На том-то свете - бездна, смола, деготь будешь пытати. Амент! Ксендз уходит в левую дверь. ЯВЛЕНИЕ 10 В правую дверь выходит Смерть в белом саване. Смерть. Аз есть малахиня, Сильнейший воин. Всему свету пани. Где пребываю, Все там царие и князи, Все под властью моею. Всех я, всех я истребляю Косою своею. (От сего говор к Ироду). Полно тебе, Ирод, Проклятый, безумный, На сем свете жить. Пора тебе, Ирод, Во ад снить! Ирод. Ах, Смерть моя, мати, Я не хочу с тобой добровольно поступати, А хочу воевати, Дабы неповинное царство узнати. Смерть. Ах, ты, Ирод, Проклятый, безумный, Не хочешь со мной добровольно поступати, А хочешь воевати, Дабы неповинное царство узнати! Воскликну я своего брата Из пропускного ада. Смерть поворачивается к левой двери и говорит громким голосом. Смерть. Ах, брат мой, Стань предо мной! ЯВЛЕНИЕ 11 Является Черт, с рогами, с хвостом, страшный, как пишется. Черт. Ого, сестра, Зачем призвала? Смерть. Да вот, Ирод Проклятый, безумный, Не хочет со мной добровольно поступать, А хочет со мной воевать, Дабы неповинное царство узнать. Черт. Возьми, сестра, косу, Сними ему главу. Ему труп и голова, А нам с тобой держава. Черт отходит. Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой и держит за волосы, а тело упадает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода. Черт. О, проклятый Ироде, За твоя превеликия злости Поберу тя в преисподнюю бездну... Захватывает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю). Смерть с главой Иродовой уходит в левые двери.


Женщина с двумя матками родила двух мальчиков с разницей в 59 дней33-летняя румынка, которая 11 декабря родила мальчика, через 59 дней успешно произвела на свет его брата-близнеца, сообщает Associated Press. Маричика Теску (Maricica Tescu), у которой из-за особенностей развития оказалось две матки, первого сына весом 1600 граммов родила самостоятельно. Первый ребенок появился на свет на сроке 29 недель. Он сразу же был помещен в отделение интенсивной терапии, так как страдал респираторным дистресс-синдромом. Но спустя неделю врачам удалось стабилизировать состояние мальчика и теперь его жизнь вне опасности. Для рождения второго младенца весом 2600 граммов матери было сделано кесарево сечение. В настоящее время и Маричика, и оба ее сына чувствует себя хорошо, причем старший уже догнал по весу младшего. Это третий сын в семье Теску, самому старшеу мальчику уже 11 лет. Близнецы имели разные плаценты, поэтому стали возможными такие "отсроченные" роды. Врач, наблюдавший женщину, сказала, что это первый подобный случай в практике румынских медиков, да и в мировой медицине описано не более десятка подобных ситуаций.


Конспект для планирующих второго ребенка Второй ребенокВам кто-нибудь помогал, когда деток стало больше, чем один? Мань Когда Глебу исполнился месяц, я стала отводить Полину в садик, на 2-3 дня в неделю. Иногда на 3 часа, иногда на 5. За это время могла съездить в магазины только с одним ребёнком (большое дело ), прибраться в доме и приготовить обед и проч. (пока Глеб спал). Павлина Я вот подумала и решила: когда буду недельке так на 35-й тоже несколько готовых блюд заморожу, а то кто его знает как буду себ после родов чувствовать, помогать -то некому... Насчет готоого супа-не знаю( в книжке моей больше о замораживании ингридиентов ), а котлеты, жареную рыбу,овощное рагу,фаршированные овощи,макаронные запиканки и т.д. я пробовала морзить и даже очень удачно. разогреваю в микороволновке или в духовке. marinaki Перед родами я намарозила супов кучу, и правильно сделала т.к. варить потом не было ни сил ни времени. Морозила готовые отбивные. Морозила все готовое, вкус не поменялся. А еще я частенько морожу бульоны грибные и мясные. А отбивные я жарила в яйце и сухарях, в некоторых местах панировка при разогреве отошла и все. АннаНаШее


Семья с четырьмя детьмиРадость материнства исчерпывает себя, когда на свет появляется четвертый ребенок. Такой вывод сделали исследователи из Германии и США в результате опроса 200 тысяч родителей, сообщает сайт madeformums.com. В исследовании участвовали родители в возрасте от 30 до 39 лет. Оказалось, что родители 1-3 детей чувствуют себя счастливыми настолько же, насколько и их бездетные сверстники, а вот с четвертым ребенком их позитивное мироощущение идет на спад. В то же время, оказалось, что после 50 лет люди, у которых есть дети, чувствуют себя более счастливыми, чем их бездетные ровесники. При этом количество детей роли не играет.


Как украсить дом к РождествуЕсли на Новый год вам хочется чего-нибудь новенького, и в то же время вы не мыслите себе этот праздник без традиций, есть отличный вариант, примиряющий оба эти желания: новогоднее убранство в духе европейского Рождества. Новогоднее оформление в европейском стиле – это в некоторой степени возвращение к российским дореволюционным традициям празднования Рождества. Несмотря на определенные различия в католической и православной трактовке этого праздника, у обеих имеется много общих черт: украшенная игрушками елка, свечи, бумажные ангелы, рождественские вертепы и другие элементы библейской символики. И, хотя несколько лет назад сами европейцы немного отошли от традиции, склонившись к украшению елки одинаковыми шарами или бантиками одного цвета, сегодня, к счастью, мы наблюдаем отказ от такого минимализма. Теперь в Европе вновь украшают елку старинными игрушками из бабушкиного сундука и не забывают о библейской символике. Как выглядит европейская елка? Когда-то давно, на заре рождественских традиций, праздничную елку украшали исключительно живыми яблоками (между прочим, и сегодня это все еще неплохая идея). А привычные нам елочные шары были придуманы немецкими стеклодувами взамен натуральных плодов, которые иногда были слишком тяжелы для хрупких еловых лап. Яркие яблоки-шары символизировали райское древо познания, а кроме того – дары волхвов младенцу Христу. Впоследствии идея была продолжена в традициях украшения елки разными вкусностями: фруктами, орехами, конфетами и печеньем (в Австрии, к примеру, и в наши дни принято наряжать елку с помощью мармелада и шоколада). Вообще, в Европе любят елочные игрушки, которые несут библейский смысл. Очень популярны бумажные «скульптурки» ангелов, сердца, колокольчики и трубы (символы Благой Вести), крылатый лев (символ святого апостола Марка), агнец (символ жертвенности и непорочности), рыба (символ Христа Спасителя) и т. д. Верхушку елки традиционно украшают фигуркой Христа, ангелом или Вифлеемской звездой. Рождественская иллюминация также имеет библейские корни. Многочисленные огоньки, фонарики и свечи в убранстве дома символизируют божественный свет, который Иисус принес миру. По другой версии эта традиция появилась во времена гонения ирландских католиков (тогда прихожане ставили свечу на подоконник, чтобы оказавшийся поблизости священник мог найти этот дом и отслужить в нем мессу). Композиции и другие праздничные растения Для тех, кто не хочет ставить елку, в рамках западной традиции есть и другие варианты. Например, очень по-европейски будет выглядеть праздничная корзина с рождественским «богатством»: фруктами, ягодами, живыми цветами, и, конечно же, хвойными ветками (для создания зимнего эффекта можно припорошить все сверху «снегом» из баллончика). Удобнее всего закреплять центр композиции (пучок веток) в уложенный на дно корзинки моток толстой проволоки. Его же можно использовать, если вы делаете букет в широкой вазе. Не забывайте, что кончики хвойных веток должны всегда находиться в подслащенной воде – иначе быстро потеряют иголки. Ну, а если вы хотите привнести в праздничный декор немного экзотики, привычную елку можно заменить еще одним европейским символом Рождества: это горшечное растение – остролист, или пуансеттия (которую иначе так и называют – рождественская звезда), – традиционный атрибут европейского рождества наряду с елью и сосной. Правда, в отличие от хвойных, пуансеттию не украшают игрушками и мишурой, а ставят в центр композиции из свечей. В Англии, помимо остролиста, используют для украшения дома ветки белой омелы (кстати, по обычаю, раз в году, в канун Рождества, мужчины имеют право поцеловать любую девушку, остановившуюся под украшением из этого растения). Рождественский венок Непременный атрибут католического рождества – праздничные хвойные венки. Их размещают на стенах, на окнах, на праздничном столе в виде горизонтальной композиции со свечами – и обязательно над дверью! Рождественский венок над порогом или на входной двери – это ваш семейный оберег, символ надежды на счастье, благополучие и достаток, а также приглашение для гостей. Венки продаются готовыми на рождественских распродажах, но можно сделать их и самим, используя хвойные ветки, мелкие игрушки, мишуру, елочные гирлянды, живые цветы (белые розы, лилии или хризантемы) либо другие натуральные материалы (мандарины, орехи, шишки, шиповник и т. д.). Рождественский вертеп Если вы хотите воссоздать у себя дома волшебную атмосферу Вифлеемской ночи, соорудите вместе с детьми рождественский вертеп. Говорят, что эта традиция появилась в Европе еще в 13-м веке, когда Франциск Ассизский впервые устроил «живую картину» из людей в одежде евангельских персонажей и из животных. С тех пор появились так называемые вертепы – кукольные композиции, представляющие рождение Христа (или мини-спектакли на эту тему). До сих пор самодельные рождественские ясли устраиваются во многих европейских домах, а фигурки (и даже целые готовые фрагменты), которые можно использовать для построения вертепа, продаются на рождественских базарах. Создаем рождественский антураж Усилить европейский колорит в новогоднем убранстве дома можно несколькими способами. При подборе украшений и текстиля (скатерти, покрывала, шторы) старайтесь не выбиваться из традиционной для Европы рождественской цветовой гаммы: красный и зеленый, белый и синий, золотой и серебряный. Используйте натуральные материалы – солому (которая символизирует ясли Христа), «звездочки» гвоздики, узорами из которых вы можете украсить перед подачей на стол апельсины и мандарины (сначала шилом или острием ножа надкалываете фрукты, а затем в дырочки вставляете гвоздики). Не забудьте про полосатые носки или чулки для детских подарков. Что касается оформления праздничного стола, то здесь вы можете позаимствовать не только дизайнерские, но и кулинарные европейские традиции. В рождественское меню обычно входит жареный гусь с яблоками, запеченная индейка и рождественский пирог (или плум-пудинг). Рецепты пирога в разных странах разные, но суть их схожа: пирог должен быть начинен различными предметами, которые предсказывают судьбу на ближайший год (кольцо – к свадьбе, монетка – к богатству, маленькая подковка – к удаче и т. д.). Украсить его тоже можно по-разному: плум-пудинг, например, перед подачей на стол обливают ромом и зажигают, а иногда украшают веточками ели. Участвуют хвойные ветки и в сервировке праздничного стола: букетики из них, перевитые красной лентой с колокольчиком, обычно раскладывают возле каждого прибора вместе с рождественскими открытками. Главным же украшением стола часто является еще одна – маленькая – настольная елочка или хвойная композиция.


В семье священника родился 18 ребенокВ самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок, передает во вторник корреспондент РИА Новости. "У нас родилась девочка, назвали мы ее Анастасия. Жена с ребенком еще около двух недель будут в больнице, но уже все хорошо, и мы все ждем их дома", - сказал Осяк. Он уточнил, что теперь в их большой семье десять девочек и восемь мальчиков. Самому старшему - 25 лет, а 17-му ребенку - Ксенье - чуть больше года. Дети в семье священника почти все погодки. Сам священник десятый ребенок в семье, матушка - пятая. В начале 2008 года президент России Дмитрий Медведев вручил семье Осяк и еще семи многодетным семьям ордена "Родительской славы", присуждаемые за заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей. Нет ни нянек, ни бабушек Честно говоря, мы с матушкой и представить не могли, что у нас будет столько детей, — признался отец Иоанн. — 24 года назад, когда мы поженились, думали: ну двое у нас будет деток, ну трое. Ведь и это уже немало, уже хорошо Вообще же, — уверен отец Иоанн, — столько деток Господь нам посылает ещё и потому, что мы очень им рады. А если Бог управит и у нас родятся ещё малыши, будем только счастливы, — продолжает он. — Ведь каждый ребёнок — это дар Божий. В семье священника родился 18 ребенокПричём в этой большой семье нет ни бабушек, ни нянек. Главная ответственная за ведение хозяйства — матушка. Конечно, сейчас, когда появились всевозможная кухонная техника, стиральная машина, стало полегче, — говорит отец Иоанн. — А вот раньше… Никогда не забуду момент: у нас как раз родился десятый ребёнок, и я глянул на руки матушки, а они стёрты до ран! Вот тогда мы срочно все свои сбережения сложили и купили стиральную машину. Впрочем, сейчас матушке Надежде уже помогает сама детвора. Даже за маленькими закреплены определённые посильные обязанности: одни убирают дом, другие — двор, третьи моют посуду, четвёртые помогают с приготовлением еды и т.д. Впрочем, кухня в этой семье — особая статья. Матушка активно приобщает дочерей к приготовлению еды, но и сама любит готовить и делает это мастерски. Её борщами, котлетами, варениками, салатами, пирогами, тортами и др. восторгаются все, кто знает эту семью! Бывает, стряпня женщине в тягость. А тут человека не выгонишь из кухни, — смеётся отец Иоанн. 18 детей плюс четверо внуков Старший сын отца Иоанна, тоже Иоанн, тоже стал священником. Двое других сыновей — Лёша и Женя сейчас учатся в Ставропольской семинарии. А вот Саша, ему сейчас 17 лет, ещё не понял до конца, кем хочет быть. Так что, видимо, как ему исполнится 18, пойдёт в армию, — говорит отец Иоанн. Что же касается будущего дочерей, то в отношении одной из них, круглой отличницы Лены, родители убеждены: окончив школу, пойдёт в высшее учебное заведение. А вообще, кроме 18 детей, у отца Иоанна Осяка и матушки Надежды подрастают ещё и четверо внуков — дети старшего сына и второй по старшинству дочери Оли. Не говорят ли нам с матушкой дети, что побьют наш рекорд и заведут ещё больше деток? Нет, — усмехается отец Иоанн. — Они говорят: «Папа, мы вряд ли когда-нибудь сможем такое повторить…» Но ведь как знать? Это одному Богу известно


Рождественский вертеп“Вертеп” — это переносной кукольный театр, в котором представлялась мистерия Рождества Христова. Театры представляли собой довольно большие, приблизительно в рост человека, или чуть меньше, ящики, обтянутые материей, или оклеенные разноцветной бумагой, а зачастую еще и бумажными образками святых. В этих ящиках, чаще всего на двух ярусах, оборудовались две сцены, хотя были вертепы и одноярусные, с одной сценой. Под каждой сценой оставлялось небольшое пространство, закрытое со стороны зрителей, и открытое сзади. Размеры этого пространства должны были быть достаточными, чтобы кукловод мог свободно манипулировать руками, управляя куклами через специальные прорези, проделанные в сцене. Декорации, которыми обычно служили задние стенки ящиков, оформлялись по - разному. Чаще всего они просто оклеивались цветными картинками и бумажными образками, но встречались вертепы, в которых, на внутренних стенках масляными красками были нарисованы целые картины. На верхней сцене изображался Вертеп, в котором родился Христос, размещались куклы, изображающие Святое семейство, и разыгрывались сцены сюжетно связанные с Горним миром: благовествование Ангелов, поклонение пастухов и волхвов, бегство в Египет. На нижней сцене был дворец царя Ирода, представлялось избиение Вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода и его погребение. Здесь же, после окончания духовной части представления, разыгрывались различного рода интермедии, посвященные злободневным событиям народной жизни, либо просто традиционные сценки, прижившиеся в вертепах с незапамятных времен. Рождественский вертеп В некоторых вертепах была еще и маленькая, расположенная на самом верху, на подобие мезонина , третья сцена. На эту сцену в положенное время выходил Ангел и возвещал о рождении Спасителя. Куклы были устроены довольно просто. Вырезались они обычно из дерева и одевались в одежды из разноцветных лоскутков. Управляли ими через узкие прорези в сцене при помощи штырьков или палочек, приделанных к нижней части куклы. Большая часть кукол была ограничена в движениях: они могли передвигаться по сцене только с той степенью свободы, которую предоставляли проделанные в сцене прорези и слегка наклоняться. Но Некоторые куклы оснащались простенькими механическими приспособлениями, позволяющими им шевелить руками, вставать на колени садиться и совершать тому подобные манипуляции. Уровень художественного исполнения кукол также был различен: от грубо вырезанных, одетых в бумажные одежды маленьких куколок до настоящих произведений искусства, с красивой и аккуратной резьбой и изящно одетых лоскутками дорогих материй. Куклы рождественского вертепа Представления были двухчастные: в первой, духовной части спектакля, представлялись Евангельские события, следующая же за ней вторая часть была сугубо развлекательной. Тексты представлений в вертепах, принадлежащих разным хозяевам, отличались друг от друга, особенно в развлекательной части, где как количество, так и набор разыгрываемых интермедий был почти произвольным, хотя, в то же время и традиционным. Содержание и тексты первой, духовной части представления были более стабильными, и в большинстве вертепов повторялись, за исключением некоторых небольших различий в текстах и разном музыкальном сопровождении. Смысл и количество представляемых сцен были постоянными. Вертепы носили по домам на святках. Вот как об этом вспоминал Н.А.Полевой: “ В Иркутске, где я родился и жил до 1811 года, не было тогда театра, не заводили благородных домашних спектаклей. Театр заменяли для нас вертепы. Содержание вертепной комедии было всегда одинаково: представляли мистерию Рождества; в верхнем этаже устраивали для того вертеп и ясли, в нижнем трон Ирода. Куклы одеты бывали царями, барынями, и вертепы важивали и нашивали семинаристы и приказные по улицам в святочные вечера, ибо только о святках позволялось такое увеселение. Боже мой! С каким, бывало, нетерпением ждем мы святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено “пустить вертеп”, мы, бывало, сидим у окошка и кричим от восторга, чуть только в ставень застучат, и на вопрос наш: “Кто там ? “ — нам отвечают: “ Пустите с вертепом!” Начинаются переговоры: “Сколько у вас кукол? Что возьмете?” Представители отвечают, что кукол пятьдесят, шестьдесят, одних чертей четыре, и что у них есть скрыпка, а после вертепа будет комедия. Мы трепещем, что переговоры кончатся несогласием, покажется дорого... Но нет! Все слажено... И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья; на скамейках утверждают самый вертеп; раскрывают двери его — мишура, фольга, краски блестят, пестреют; является первая кукла — Пономарь, он зажигает маленькие восковые свечки, выбегает Трапезник, с кузовом, и просит на свечку. Один из нас, с трепетом, подходит и кладет в кузов копейку. Пономарь требует дележа; сыплются шутки, начинается драка, и мы предвкушаем прелесть ожидающего нас наслаждения. И вот — заскрипела скрипка; раздались голоса — являются Ангелы и преклоняются перед яслями при пении: Народился наш Спаситель, Всего мира Искупитель. Пойте, воспойте Лики во веки Торжествуйте, ликуйте, Воспевайте, играйте! Отец будущего века Пришел спасти человека! Нет, ни Каталани, ни Зоннтаг, ни Реквием, ни Дон-Жуан не производили потом на меня таких впечатлений, какое производило вертепное пение! Думаю, что и теперь я наполовину еще припомню все вертепные псальмы. И каких потрясений тут мы не испытывали: плачем, бывало, когда Ирод велит казнить младенцев; задумываемся, когда смерть идет наконец к нему при пении: “Кто же может убежати в смертный час?” - и ужасаемся, когда открывается ад; черные, красные черти выбегают, пляшут над Иродом под песню, “О, коль наше на сем свете житие плачевно!” — и хохочем, когда Вдова Ирода, после горьких слез над покойником, тотчас утешается с молодым генералом и пляшет при громком хоре: “По мосту, мосту, по калинову мосту!” 1 . Удовольствие посмотреть вертеп на дому было дорогим, поэтому позволить себе это мог не каждый. А. Тарнавский так вспоминал о вертепе, который показывался в начале прошлого столетия в Духовщине — маленьком уездном городке Смоленской губернии : “...духовщинский вертеп водил знакомство только с важными барскими да купеческими домами, позволял любоваться собой деткам только богатых людей, а если подпускал к себе детей бедняков, то не иначе как на почтительном расстоянии, да и то после значительных поклонов и ухаживаний. Бедному мальчику нужно было много часов побегать за вертепом, чтобы удостоиться чести приблизиться к санкам, на которых возили вертеп, нужно было немало покланяться, чтобы получить дозволение взяться за веревку санок и везти их; нужно было особое счастье, чтобы, войдя в дом с “вертепщиками”, быть допущенным сначала к задней стороне вертепа, потом к боковой, а потом (о счастье!) и к лицевой...” 2 . Вертеп - кукольный театр Вертепы не только носили по домам. В европейской части России можно было увидеть вертепы на ярмарках. Здесь, за умеренную цену можно было купить билет на представление. Да и показывались “ярмарочные” вертепы гораздо дольше, чаще всего до масленицы, а Н. Виноградов в 1905 году видел вертеп “... в третьем классе одного из “Самолетских” пароходов...” (то есть уже после открытия навигации). Вертепщики “свое артистическое турне намеривались закончить Нижегородской ярмаркой” 3 . История Вертепов берет свое начало в глубокой древности, начиная от первых веков существования христианства. Распространенной точкой зрения является то, что начала как вертепных, так и других европейских мистерий происходят из соответствующих раннехристианских церковных служб и чинов, возникших в IV-VI веках Так, А. Веселовский 4 , со ссылкой на Dictionnaire des Mysteres Маньена пишет, что уже с V-VI столетий начались процессии в память Входа Господня во Иерусалим - чина, известного на Руси как “Хождение на Осляти” и просуществовавшего до XVII века. В то же время Н.С. Тихонравов 5 указывает , что “в Константинополе “ Хождение на Осляти ” было известно уже с IV века”. Другой исследователь истории театра, П.О. Морозов 6 , пишет о том , что с первых веков христианства известен чин “Омовения Ног”, до настоящего времени совершаемый Патриархом Иерусалимским на страстной седмице великого поста, и “Пещного действа” - этот чин, так же как чин и Хождения на Осляти просуществовал в России до конца XVII века. Кроме того, П.О.Морозов отмечает, что во времена императора Маврикия (561 г.) в церкви Сорока Мучеников во Влахерне разыгрывалось действо “О Богочеловеке”. К наиболее же древним из известных текстов Рождественских действ можно отнести опубликованные в середине прошлого века П. Полевым 7 латинские рукописи рождественских церковных служб “Рахиль” и “Поклонение волхвов”, относящихся к XI веку. Содержание этих служб очень близко к содержанию вертепных пьес, однако, указывается, что они тесно связаны с ходом основного богослужения, и в нескольких местах прерываются молитвами. Куклы рождественского вертепа Приблизительно с пятнадцатого века вертепные пьесы в Европе перешли в разряд так называемого школьного театра, то есть театра существовавшего при духовных училищах, где спектакли духовного содержания разыгрывались в качестве упражнений в риторике. Кроме того, Рождественские мистерии стали разыгрываться на улицах бродячими актерами. В церквях же на Рождество стали выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы и Праведного Иосифа. Усилиями уличных артистов, стремившихся любыми путями привлечь на свои представления как можно больше публики, “обмирщение” мистерий, в конце концов, дошло до того, что от первоначального содержания вертепных представлений осталось мало, зато они обогатились большим количеством гражданских сцен, иногда даже довольно непристойного содержания. Российские вертепные представления отличались от европейских большей сохранностью древней духовной части. Необходимо отметить, что различия по структуре и по силлабическим особенностям между Российскими (великорусскими, малорусскими и белорусскими) и Европейскими вертепами позволяют сделать предположения о различной истории их развития, причем наиболее подверженными западному влиянию оказались белорусские батлейки. Первые достоверные сведения о существовании вертепов на территории Российской Империи, относятся к концу шестнадцатого века. Именно к этому времени относится найденный Е. Изопольским в Ставищах вертепный ящик, на одной из стенок которого была надпись: “року Христусового 1591 збудованы”. В тех же Ставищах был найден и другой “Вертеп”, датированный 1639 годом. Наиболее старинные из известных текстов Российских вертепов относится к XVIII веку. К сожалению, к концу девятнадцатого — началу двадцатого веков вертепы почти на всей территории Российской Империи стали редкостью. Причиной этому, вероятно, послужила конкуренция со стороны больших театров. Несмотря на то, что вертепы были по прежнему любимы публикой, содержать их стало невыгодно. Как бы доказательством этому служат слова владельцев быть может одного из последних “коммерческих” вертепов, встреченных Н.Н. Виноградовым на пароходе, плывущем на Нижегородскую ярмарку. Вертепщики жаловались на то что “... Везде их принимают очень охотно, но заработки неважны...” 8 . У большинства современных жителей России слово “вертеп” меньше всего ассоциируется с кукольным театром. А насколько бы украсилось празднование Рождества в наше время, если бы на улицах и в домах вновь зазвучали рождественские псальмы и колядки, вновь ожило бы древнее кукольное представление. Хотелось бы, чтобы книжка помогла больше узнать о рождественских кукольных представлениях, а может быть и сделать свой собственный вертеп. ©1991-2001 Дмитрий Симонов christmasvert@yandex.ru ЛИТЕРАТУРА 1 Полевой Н.А. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии , Репертуар русского театра, 1840, кн.2. 2 Тарнавский А. Вертеп в Духовщине , Киевская старина, 1883, IV, с. 659-667. 3 Виноградов Н.Н. Великорусский вертеп., М.1906. 4 Веселовский А. Старинный театр в Европе, М. 1870. 5 Тихонравов Н.С. Летописи Русской литературы и древностей., т. 3,кн. 5, Начала Русского театра., М. 1859 - 1863. 6 Морозов П.О.История русского театра , СПб., 1889. 7 Полевой П. Исторические очерки средневековой драмы , СПб., 1865. 8 Виноградов Н.Н. Великорусский вертеп., М. 1906.


В больших семьях не бывает одинокоМногодетные семьи у нас редкость и большинство российских граждан относится к ним с большим предубеждением: «Нарожали, мол, а теперь требуют, чтоб о них заботились». Семья, как зеркало, отражает нравственное и правовое состояние государства. Сегодня, из-за резкого расслоения общества по доходам, в особо трудном положении оказались семьи, где много детей. Они нуждаются в помощи, и государство обязано помогать своим гражданам и тем более детям. Да и в целом — кто сказал, что в многодетных семьях одни проблемы? Они очень разные и в большинстве случаев — счастливые, чего нельзя сказать сегодня, к сожалению, о многих «нормальных» семьях. Мы знакомим вас с тремя очень разными многодетными семьями, а дальше — вам судить, действительно ли им так трудно. Нам кажется, что все эти три семьи объединяет особый, только им присущий микроклимат, отличающийся в лучшую сторону от атмосферы семьи, где один или двое детей. Семья Барановых, 15 детей Когда у нас родился первый сын, нам очень захотелось еще и дочь, — отвечает на мой первый вопрос Тамара Баранова, мама дружного семейства. — Но снова родился сын, попробовали в третий раз — дочь! Потом родился еще один ребенок, так оно пошло и поехало. Валера, Игорь, Оксана, Максим, Петр, Мария, Владимир, Анна, Ирина, Николай, Антон, Наталья, Алексей, Илья, Михаил! Детей называли по православному календарю. Последний, 15-й ребенок дался Тамаре так же трудно, как и первый. Так что все эти разговоры, что, мол, чем больше детей, тем легче их рожать, — байки. Боль она испытывала при родах такую же, что и любая другая роженица. Семья без детей, — для чего она? Зайти на кухню, чайку попить и разойтись? Любовь приходит в семью с рождением детей, — говорит Владимир, отец семейства. — Вы знаете, по гороскопу мы абсолютно друг другу не подходим, я — Лев, он — Рыба, — смеется Тамара. — Однако прожили вместе четверть века и ни разу не поссорились. Так, по мелочам, из-за детей. Я построже, а Владимир им все прощает. Мы сидим в родительской спальне на большой кровати. В маленькой спит 7-месячный Михаил — последыш. С непривычки от такого количества детей у меня даже в глазах зарябило. Хотя дети ведут себя заме чательно: не шумят, не капризничают, на стенку не лезут. А вам не хочется иногда хотя бы на пару часов уединиться? — спрашиваю я Тамару. Это невозможно! — признается она. — Да мне это и не нужно. Дети, их ежеминутное присутствие рядом мне необходимо как воздух. У папы несколько иное мнение, особенно когда он приходит с работы. Закроется в спальне, приляжет прикорнуть. Куда там! Вот тихонечко дверь приоткрылась, что там папа делает? А папа отдыхает. Вкалывать ему приходится с утра до ночи. По специальности Владимир газоэлектросварщик, работает на частном мясокомбинате. Подрабатывает сантехником. Львиная доля семейного бюджета уходит, естественно, на питание. Вот примерный рацион семьи на один день: 3 десятка яиц, 6 литров молока, 4 литра кефира, 2 буханки ржаного хлеба, 8 батонов пшеничного хлеба. А ведь надо еще купить овощей, фруктов и массу других продуктов. С мясом полегче, Владимир покупает все на комбинате подешевле. Остальное покупают на рынках и базарах. Сахар и крупы берут сразу мешками. Дачи или какого-то приусадебного участка у них нет. Конечно, это было бы хорошим подспорьем. Правда, один небольшой участочек есть, но так далеко, что не наездишься. В свое время раскорчевали его, что-то посеяли и забросили. Владимир мечтает купить недорогой домик в деревне, чтобы летом с семьей туда выезжать. Но вот супруга его не поддерживает. Тебе просто лень, — говорит Владимир. А тебе легко говорить, — возражает супруга. — Ты весь день на работе, а я остаюсь на растерзание детям. Но терзания эти приятные. Тамара и Владимир на редкость терпеливые и добрые родители, о которых можно только мечтать. Ни разу в жизни они не наказали ни одного ребенка: что такое ремень, оплеуха и даже легкий подзатыльник здесь не знают. Вот идет мама (а она активист всех родительских комитетов) по школьному коридору. К ней подбегает дочь-старшеклассница и во всеуслышание кричит: «Тамара, я сегодня немного задержусь и домой приду к ужину!» И побежала дальше. Об этой дочери стоит сказать особо. Маша очень красивая и яркая девушка. Ей предлагали поработать в качестве фотомодели два известных рекламных агентства из Австрии и Германии, домой приезжали, через родителей упрашивали. Наотрез отказалась, — вздыхает мать. Парень, ее поклонник, отговорил. Хочу попробовать еще раз. Ведь такая заманчивая перспектива! Старшая сестра Оксана рано вышла замуж. Родила дочь. Когда забеременела второй раз, муж ушел от нее. Перспектива стать отцом-героем его не прельщала. Оксана с двумя дочерьми, Катей и Настей, осталась жить у родителей. Когда она рядом с матерью и малышами на руках — у одной дочь, у другой сын, — идут по улице, их можно принять за сестер. Никто не верит, что Тамара многодетная мать, — гордо заявляет супруг. Действительно, после стольких родов сохранить стройную осанку и красивую фигуру — такое достойно восхищения ! Конечно, собой Тамаре заниматься некогда: не до кремов, шейпингов и прочих там диет. Так с детворой за день набегаешься, что ни о каких лишних килограммах и говорить не приходится! Детский же распорядок не ограничен школой и домом. Они ходят в плавательный бассейн Олимпийской деревни, занимаются в различных секциях и кружках. Особенно летом раздолье. Недалеко от дома дивные переделкинские леса и два больших озера. Бегают туда купаться и рыбачить. В семье царит домострой в хорошем смысле слова. Запретных тем не существует. Откуда берутся дети, здесь знают с пеленок. Мать учит детей, особенно подростков, что надо любить себя, а значит, предохраняться от нежелательной беременнности . Но, честно говоря, живется семье нелегко. Одного-то ребенка прокормить трудно, а тут такую ораву! Бюджет складывается конкретно и определенно: зарплата отца, старшего сына, их подработки, детские пособия. И все! Никаких спонсоров и благодетелей! Тем более сейчас. В советское время хоть какая-то была помощь от государства. 8 лет назад получили четыре квартиры и заняли весь 10-й этаж в новом доме. Комнаты стандартные, небольшие. Места пока хватает. Зимой только холодно, хотя и балконы застеклили. В те же пресловутые застойные времена успели всю мебель купить . Сегодня на это средств вряд ли бы нашли. Игрушек особенно не хватает, — вздыхает Тамара. — В них любят играть все, и младенцы и старшие. Одежда и обувь — особая песня. Каждая покупка — будь-то пара кроссовок или куртка — обсуждается на семейном совете, чтобы не было обид и недомолвок. Так детвора изо дня в день за папой хвостиком и бегает, ждут, когда он зарплату получит и купит долгожданный гостинец. А вообще, культа вещей здесь нет. Пока что основные кормильцы в семье: отец и старший сын Игорь, тоже работающий на мясокомбинате. Второй сын, Максим, служит в армии в Арзамасе. Отец дважды к нему ездил. Третьего сына в армию призовут в следующем году. Отлынивать он не собирается, не так воспитан. Пока что родителям приходится рассчитывать лишь на свои силы. Многодетные семьи сегодня в стране никому не нужны. Хотя они и занесены в картотеки всяких социальных служб и комитетов, но конкретной и ощутимой помощи не имеют. Хорошо хоть один раз в год через них можно выбить путевки в недорогие санатории. И вообще, такие семьи у нас не пользуются любовью. Живи Барановы где-нибудь в Голландии или Швеции, давно и домом бы обеспечили, и няньками, и пенсией достойной на всю жизнь. О популярности и говорить бы не пришлось. У нас же все иначе и гораздо хуже. Когда мы сюда переехали, — вспоминает Тамара, — нас встретили агрессивно и просто враждебно. Все ждали, когда мы начнем пьянствовать. Когда увидели, что семья вполне благополучная, отношение изменилось. Хорошо еще, что в этом районе проживает еще несколько многодетных семей, вместе как-то легче. Правда, до сих пор, если стены в подъезде распишут, мусор на площадке раскидают, кивают на наш 10-й этаж, мол, этих, многодетных работа! Когда на комбинате узнали, сколько у меня детей, то были просто шокированы, — вздохнул Владимир, — потом ничего. Привыкли. О том, чтобы помочь, никому и в голову не пришло. Каждый сам за себя. В последнее время почему-то так сложилось, что больше помогают детям матерей-одиночек или алкоголиков, а вот нормальных, полноценных родителей как-то игнорируют, хотя им живется ничуть не легче. Я никогда никого не буду просить! — с достоинством заявила Тамара. — Если только в крайнем случае, что-то, не дай Бог, с ребенком.... Жаловаться на судьбу в этой семье не принято. Здесь есть то главное, что не всегда встретишь и в обеспеченных и богатых семьях, — любовь, искреннее уважение, взаимовыручка и просто преданность друг другу. Владимир подвез нас на «жигулях» до электрички. Машину ему на время одолжил хороший друг, из «новых русских». Такой вот единственный спонсор, а главное — добровольный... Семья Кржесинских, 6 детей В отличие от многих сограждан, москвичи Светлана и Андрей Кржесинские вполне довольны жизнью. Они не сетуют на нехватку денег, отсутствие дачи, машины. Их устраивает то, что у них есть: 6 детей, 3-комнатная квартира на Юго-Западе столицы, скромная зарплата Андрея — единственного кормильца в семье. Взаимопонимание, которое присутствует в их семье, помогая избегать стрессов и сотрясения воздуха в виде взаимных обвинений и оскорблений. В некоторых семьях это называется: «выпустить пар». Света с Андрюшей себе такого не позволяют. И не потому, что старшие дети уже большие и могут осудить (Сереже — 15, Стасику и Владику, близнецам, — по 14 лет), просто не возникает такой потребности. Вот когда мальчишки были маленькими, а Светлана и Андрей совсем юными (поженились в 18 и 20, а в 20 и 22 были уже многодетными), всякое случалось. И ругались, и спорили, и малышей строжили-муштровали, чтобы — не дай Бог! — не избаловать, не переласкать. Сейчас, с младшими, говорят, учимся на своих ошибках. Младшим, двойняшкам Яну и Христине, недавно исполнилось пять; Марии, по-домашнему, Масе, идет четвертый год. Разница между ребятишками всего полтора года. Поэтому растут они дружной троицей — маленький, но коллектив. Впрочем, первые трое росли точно так же. Сережа старше братьев на 11 месяцев, и Владик со Стасиком его старшинство не очень-то признают. В большой семье не бывает одиноко, — говорит Светлана. — Кто-то с кем-то поругался, пошел к другому... Мальчишки есть мальчишки. Тем более возраст переходный, подначивать друг дружку любят. Но, приглядевшись к братьям Кржесинским, я сделала вывод: это в обычной семье, где детишек двое, люто соперничают из-за места под солнцем и родительской любви. В большой все иначе. Там старшие отвечают за младших. Если нужно подставить плечо, это делается как бы между прочим, без лишних слов. Так, например, Владик — заядлый книжник. У него прекрасная память и редкий талант рассказчика. Учеба дается парнишке легко, мама с папой в его тетрадки даже не заглядывают. Знают — у Владика всегда полный ажур, краснеть на родительском собрании не придется. Стасику учение дается куда труднее. Да и читать он не любит. Зато у него другой талант: Стасик — первый мамин помощник. Когда родились малыши, лучшего «няня» представить было невозможно. Стасик не гнушался ничем: стирал пеленки и ползунки, купал и переодевал двойняшек, развлекал их, как мог, терпеливо, не раздражаясь, учил ходить, говорить. «Тина первая пошла», — с гордостью сообщил мне Стасик. И показал, где именно сделала Христина свои первые шаги, какое расстояние ей удалось преодолеть. Это он придумал использовать подручные средства, чтобы сестренка быстрее научилась ходить и бегать, придумал для нее, а позднее для Янека и Марии специальные упражнения. Но если раньше не было у Христины и Яна главнее человека, нежели брат Стасик, то когда они подросли, им уже было мало игр и развлечений, на которые Станислав — большой мастер. С двойняшками нужно было заниматься: читать им, развивать их речь, объяснять непонятное. «Доросли до Владикиного уровня», — смеется мама Света. И Владик, который раньше почти не обращал внимания на вертевшуюся под ногами мелюзгу, «принял вахту». Самое удивительное — Стасик не почувствовал себя обиженным, отступив в сторону (вот опять этот Владик его затмевает!). Нет, он изменился. Стал больше читать, всерьез взялся за учебу. То, чего не могли добиться родители и учителя, уже было совсем махнувшие рукой на «неисправимого» двоечника, с легкостью сделали малыши. Заботясь о том, чтобы не перестать быть им нужным, не выглядеть в их глазах большим и глупым, не умеющим ответить на самый простой вопрос, Стасик потянулся к папиной энциклопедии, куда прежде не заглядывал, другим книгам. Ведь надо же объяснить любимице Христине, откуда берутся звезды, почему ветер дует, а летом не бывает снега. Впрочем, рождение малышей благотворно повлияло не на одних старших братьев. Изменился весь микроклимат семьи, а папа Андрюша даже пересмотрел свои взгляды на воспитание детворы. Раньше я ребятам была и за папу, и за маму, — говорит Светлана, — но с ростом семьи муж ощутил большую ответственность, нашел работу в коммерческой фирме. И вообще, стал «настоящим отцом». До рождения младших детей мы жили со Светой каждый сам по себе, — вступает в разговор Андрей. — Не ссорились, не швыряли друг в дружку дорогой посудой, но и не пускали один другого в свой внутренний мир. Ведь «разойтись в разные стороны» можно и в одной комнате. Были и физические измены с моей стороны, все было. И с детьми я был излишне строг. Требовал, но не объяснял, почему требую именно это. Срывался, если не добивался желаемого. Бывало, и за ремень хватался. Малыши, и особенно Мария, принесли в нашу жизнь мир и покой. Если раньше я не мог позволить себе обнять старших, ну руку там положить на плечо, боялся, что вырастут неженками, немужчинами, то теперь все иначе. Я понял: лаской, доверием, любовью ребенка не избалуешь, не испортишь. Пытаюсь объяснить ребятам, что все, что мы от них требуем, не наша с мамой прихоть: грязную посуду надо вымыть, белье — постирать. И не нужно делать из этого проблему. Если детям объяснять самые простые вещи, они не будут стесняться спрашивать, и незаметно для себя усвоят необходимые навыки самообслуживания. У близнецов всегда кто-то верховодит, а кто-то подчиняется. То, что Стасик невзлюбил школу и отстал в учебе, родители считают своим просчетом. И... стараются не повторить ошибку с Яном и Христиной. Когда росли старшие, Светлана работала сборщицей на часовом заводе. Сыновья посещали детский сад, были на пятидневке. Плоды «садовского» воспитания супруги Кржесинские пожинают до сих пор. Лидерство Владика наметилось и окрепло именно в этот период. И причиной тому — голос. У Владика он громкий, у Стасика тихий. Ребенок весь зареванный, а его... не слышно. Постепенно это вошло в привычку: детсадовские воспитатели, школьные учителя, мама с папой больше внимания уделяли Владику. Именно потому, что его хорошо слышно. Он — на виду, а брат — в тени. Он — в центре, Стасик — на обочине. Такая модель поведения закрепилась и стала впоследствии тем тормозом, что чисто психологически мешал Стасику «выбиться в люди». Плюс физическая комплекция. Владик значительно крупнее и выше ростом, нежели брат. Хотя родился на полчаса позже. Сейчас, уже имея опыт воспитания двойняшек, Светлана старается больше внимания уделять не живой и раскованной Тине, а ее тугодуму-братцу. В результате — оба развиваются примерно с одинаковой скоростью, растут без комплексов. Однажды Ян вслед за сестрой, заявившей во всеуслышание, что она, когда вырастет, станет мамой, собезьянничал: «И я буду мамой, и я!» «Нет, — поправила сынишку Светлана, — ты будешь папой!» После чего объяснила несмышленышам, чем папа отличается от мамы, какова его роль в семье. Сделать это Светлане было не сложно. Ибо когда Андрей приходит с работы, все в доме меняется. Папа — глава семьи, верховный судья и бесспорный авторитет. Кстати, самые любимые в семье дни — это выходные, когда папа — дома. В субботу они обязательно идут куда-нибудь все вместе: в лес или в зоопарк, в цирк или в гости. В воскресенье Светлана готовит праздничный обед, стелит красивую скатерть, достает хорошую посуду. И дети привыкают к мысли, что папа — это праздник, это — радость и удовольствия. Светлана не работает, а Андрей приносит около двух тысяч рублей (2 миллиона по старому). Не так уж много на 8 человек. Но в коммерческой фирме, где он трудится, деньги выдают не раз-два в месяц, а каждый день. Сколько заработал, столько и получил. Минимум — 50 рублей. Максимум, если работы много, — 200-250. Андрей считает такой способ расчетов для большой семьи удобнее обычного. Во всяком случае, они не голодают. Хотя и не роскошествуют, разумеется. Многого себе не могут позволить, например купить ребятам коньки. Однако отсутствие лишних денег, как и лишних вещей, никого в семье особенно не беспокоит. Комплексы ведь возникают не столько от наличия или отсутствия модного прикида, компьютера, сколько от отношения к этому. Если не переживать и не мучиться по сему поводу, будешь чувствовать себя счастливым человеком . Андрей, например, так и говорит: «Комфорт для меня — это отсутствие лишних вещей». Он педантичен и аккуратен. Любит порядок и простор. Терпеть не может громоздкие «стенки», которые превратили наши квартиры в однояйцевых близнецов. Андрей почти всю мебель в квартире сделал сам. В студенческом общежитии, где работала его мама, Маргарита Аркадьевна, списывали несуразные разнокалиберные ящики с ручками, которые служили студентам тумбочками и шкафами. А Светлана с Андреем и тремя ребятишками как раз квартиру получили. Вот тут-то и пригодилась общежитская мебель. Андрей отпилил ножки у «шкафа», снял ручки, перевернул набок, подсоединил к нему другой шкаф тыльной стороной, срезал лишнее, пересверлил дырки, скрепил, покрасил, матрасики легкие положил. Получилась отличная двухъярусная кровать! Таким же макаром смастерил и письменный стол. Самодельный стеллаж из ДСП (боковые стенки полок выполнены из алюминиевого профиля) дал возможность не только «обыграть» дверной проем, но разместить на сравнительно небольшой площади всю семейную технику: цветной телевизор, видео- и аудиомагнитофоны с колонками, диапроектор. Здесь же приютились подписные издания (в доме много книг), ребячья одежда, игрушки. Лоджию (живут Кржесинские на 15-м этаже) Андрей обтянул сеткой-рабицей, чтобы малыши могли гулять, даже если мама занята и не может за ними присмотреть. Что же до детских болезней, болеют в многодетной семье редко. Во-первых, потому, что все от мала до велика день-деньской бегают босиком. А во-вторых, дружат со спортом. Старшие обожают футбол, плавание, лыжи, велосипед. Жаль, кататься на лыжах им приходится по очереди, маленькие не слезают с домашнего спорткомплекса, виснут на нем, как обезьянки, качаются на качелях, взбираются по канату. Ну а в хорошую погоду все вместе ходят в лес, на реку. Благо, живут рядом с лесом. Дачи у Кржесинских нет, но у мамы Андрея есть огород, а внуки помогают ей пропалывать грядки. Попугайчики Гера и Ксюша — общие любимцы. Когда Гера начал говорить, первое, что он произнес, было: «Хор-рошая семья! Хор-роший дом!» Семья Чумариковых, тройня На конкурсах красоты «Миссис город» меньше ажиотажа и всяких неприятных историй, нежели на аналогичных конкурсах «мисс». Участвуют в них не беззащитные и наивные девушки, а дамы семейные, у которых нередко влиятельные мужья. А в остальном все как всегда: высокий рост, длинные ноги, хорошенькое личико, ослепительный проход в купальниках и награждение победительниц. Финалисткой конкурса «Миссис Москва-98» стала домохозяйка Светлана Чумарикова. Она мать тройняшек — Ани, Маши и Кати. Светлана пригласила меня в гости в будний день, когда дочки в детском садике. Иначе, сказала она, доверительной и спокойной беседы не получится. Живет Светлана возле самой дальней станции метро — «Планерной», в 4-комнатной квартире с мужем, детьми, мамой, папой, бабушкой, младшим братом и котом Мурзиком. Комнатки крохотные, не повернуться, но очень уютные и чистенькие. В гостиной красуются три белоснежные детские кроватки и три ночных вазы на колесиках. Крестные подарили, — говорит Светлана. — Они у нас настоящие. Не такие, как это бывает, отметились на крестинах — и поминай как звали! На двухлетие столько детям подарков нанесли, что не знали, куда их положить. У меня такого гардероба нет! Смотришь на Светлану и просто не верится, что эта стройная очаровательная блондинка — мать троих детей! Порой иных женщин после рождения одного-то ребенка так разнесет, что о втором они и не мечтают. Секрет того, что Светлана прекрасно сохранилась, да еще, как говорят ее родители, после родов краше стала, прост и сложен одновременно. Тонкая кость у меня от мамы! — улыбается Светлана. Хорошую форму ей помогают поддерживать еще и регулярные занятия спортом. Сейчас Светлана занимается шейпингом. А когда-то в школьные годы она была чемпионкой Москвы по плаванию. Быстрее всех плавала брассом. И вообще считает плавание самым лучшим видом спорта для женщин. А как же широченные плечи, неразвитые грудь и бедра? — удивилась я. Атлетическая фигура — у олимпийцев и тех, кто не вылезает из бассейна сутками, — возразила Светлана, — главное, вовремя оставить профессиональный спорт и заниматься им для удовольствия. А не было желания рожать в родном бассейне? — спросила я. Нет, что вы?! Все, как положено. Тем более, что я знала, какие роды мне предстоят. Уже на третьем месяце беременности УЗИ показало двойню и еще какой-то комочек. Врачи успокоили, мол, рассосется. Повторное УЗИ на пятом месяце показало, как и обещали, одних двойняшек. Где там третья спряталась, неизвестно. Я ходила, как корабль! Живот был такой большой, что даже ребра не просматривались! — вспоминает Светлана. Схватки у нее длились 3 часа, а сами роды минут 5. Тяжело дался первый ребенок, а остальные двое вышли быстро и легко, как по маслу. Девочек пришлось рожать раньше срока, в утробе матери им не хватало кислорода. Первый месяц после родов они жили в инкубаторе. Вес набрали очень быстро. Грудью мама кормила их до года. Так что, тьфу-тьфу-тьфу, нормальные, да еще какие! Когда Светлана по телефону сообщила мужу о рождении тройняшек, в трубке надолго замолчали. Александр так мечтал о сыне! То, что будут девочки, он знал от медиков, но вот совсем не ожидал, что их будет трое! На работе он тут же стал героем! Особенно мужчины интересовались, как, мол, делаются дети в столь большом количестве сразу! Александр отшучивался и втайне грустил. А сейчас свыкся и очень даже рад. Ну какой мальчишка окружит вас таким вниманием, лаской и искренней заботой?! Приходит он с работы — радость дома безграничная! Одна дочь мчится подать ему тапочки, другая бросается папе на шею, третья карабкается следом. От такого женского внимания, какой мужчина не растает?! Кстати, старшие дочки Аня и Маша — отцовская копия, младшая Катя — больше похожа на мать. Из роддома Светлану с детьми привезли к Сашиным родителям, но вскоре туда переехала еще и его сестра с младенцем. Шумновато стало. Тогда молодые переселились к ее родителям. Жить тесновато, зато забот поменьше. Папа, мама, бабушка, брат — столько нянек очень даже кстати! Но вечерами и они не справлялись. Без мамы никуда! Кормить и укладывать спать каждую приходится по отдельности. Сказки читать вечером, на ночь некогда. В детский сад девочки идти поначалу не хотели! Реву было при расставании с любимой мамочкой на несколько часов — и не описать! Сейчас успокоились. Даже нравится в саду, хотя предпочитают там держаться своей компанией. Скоро им по 3 года исполнится. По восточному календарю родились они в год Кабана. Мама их ласково тремя поросенками зовет, когда сильно рассердится. Мне с зятем повезло, — откровенничает теща, Людмила Александровна. — Он настоящий добытчик и опора семьи. Ведь сколько денег нужно, чтобы детей на ноги поставить! Когда они были совсем маленькие, в месяц на одни памперсы уходил миллион рублей. Приходится на работе пропадать. До замужества Светлана работала в парикмахерской. Так что ухаживать за волосами умеет, как и за фигурой. Никаких диет не соблюдает. Забота о детях с утра до ночи — вот лучшая диета. Любит фрукты, мясо, равнодушна к мучному. У Светланы, как и у Александра, это второй брак. И, как оба считают, последний и самый счастливый. Буквально через полгода после развода встретила Александра. Он притормозил машину недалеко от ее дома и предложил подвезти. Светлана никогда не знакомилась на улице, но этот мужчина ей сразу понравился и внушил доверие. Стали встречаться. И вскоре поженились. Александр старше ее на 12 лет, но разница в возрасте не ощущается. Александр такой же статный, молодой, красивый, а уж какой энергичный и деловой! С таким мужем не пропадешь! У нас с ним абсолютное взаимонимание! Нет поводов даже для малейшей ссоры, — улыбается Светлана.


Самые плодовитые мужчиныВ эмирате Аджман, что в Объединенных Арабских Эмиратах, состоится праздник, посвященный четырем местным мужчинам, у которых в совокупности 150 детей. По сообщению РИА "Новости", в церемонии примет участие правитель эмирата шейх Хумейд Аль Нуайме. Правительство Арабских Эмиратов ведет политику повышения рождаемости. Меры, которые местные власти предпринимают для приобретения новых граждан, поражают воображение. На каждого местного ребенка положено ежемесячное пособие. А если рождается мальчик, то на его имя сразу открывается счет с крупным депозитом. Средства с этого счета он сможет получать только по достижении 18 лет. Если коренной житель женится на местной гражданке, государственный Брачный фонд выплачивает паре 20,5 тысяч долларов. Все эти меры дают плоды. Быстрей, чем жители ОАЭ, размножаются только некоторые африканские народы. В последние 20 лет население Эмиратов за каждый год увеличивалось на семь процентов. А с начала "нефтяного бума" - на целых пятнадцать. Сейчас в ОАЭ проживает более 3,5 миллионов человек. Причем большая часть из них - иностранцы. Темпы прироста населения здесь более чем в два с половиной раза превышают общеарабский показатель. Доход среднестатистического жителя ОАЭ - 58 долларов в день.


Пробные бракиПробные браки - относительно новое и в то же время достаточно укоренившееся явление для нашей страны. Православная церковь всегда высказывалась против такого рода отношений между мужчиной и женщиной. О критике пробных браков На практике эту позицию стараются донести до простого народа многие авторы и авторитеты. Написаны десятки книг и тысячи статей, снято множество фильмов. Разделяя позицию Церкви и не одобряя сожительства, я все же не согласен с некоторыми авторами, которые пытаются доказать всем и каждому грешность пробных браков. Попробую пояснить свою позицию. Несмотря на достаточную проработанность темы, результативность пропаганды семейных ценностей в нашей стране ничтожна. Я думаю, что это происходит по двум причинам. Первая - стратегическая. Очень часто критики пробных браков забывают, что обращаются к нерелигиозным людям и необоснованно уверены, что имеют право навязать всем подряд христианские ценности. В подавляющем большинстве статей против добрачного сожительства оно априори объявляется грехом, и весь труд заключается не столько даже в доказательстве этого, сколько в некоторой попытке надавить на читателя, порой даже запугать. Лично для меня остается непонятна уверенность разного рода публицистов и проповедников в том, что современная молодежь должна безоговорочно принять их точку зрения. Вторая причина в неверной тактике, продиктованной непониманием стратегии. Часто авторы-критики боятся признать, что серьезных внерелигиозных аргументов против пробных браков нет, и вываливают на читателей наши внутриправославные доводы, как то: ссылки на Библию, цитаты из писаний святых отцов, напоминание о требованиях к таинству венчания. Однако для самих христиан достаточно, по сути, единственного аргумента - заповеди Божьей, все остальное лишь комментарии и выводы. Нехристиане, в свою очередь, никому не обещали никакие заповеди исполнять. Еще одним ошибочным шагом, по моему мнению, является стремление притянуть на свою сторону все а-ля научные аргументы, начиная с психологической оценки инфантильности и безответственности, продолжая лженаучной теорией позапрошлого века о «телегонии» (влиянии первого самца) и заканчивая отсылками к русскому характеру и менталитету, которым якобы свойственна настоящая семейность. Ошибочность начальных установок и неверность построения полемики приводят к тому, что на любые аргументы находятся контраргументы. И так до бесконечности. Очень редко можно встретить серьезные попытки понять современность, увидеть истинные причины популярности пробных браков и сожительства. Ведь что-то с одной стороны подталкивает молодежь к пробным бракам, а с другой мешает без предрассудков подойти к созданию семьи? О причинах популярности пробных браков Попробую указать на некоторые наиболее важные, на мой взгляд, причины популярности пробных браков. Традиция уже не имеет никакой власти над отношениями, поскольку социальный статус мужчин и женщин давно уже уравнялся, они в равной мере независимы и равны как субъекты общественной и производственной жизни. Массовая культура фактически отменила традиционные ориентиры, среди которых один из главных - семья. Сейчас любой человек с рождения впитывает новые ценности, в том числе романтизм, беззаботность, а нередко и откровенные безответственность и потребительство по отношению друг к другу. Давно в культуре любовь отождествилась с влюбленностью, увлеченностью, сексуальностью. Из культуры и общественных норм выветрилось понимание брака как акта веры и доверия, как «прыжка через пропасть», как события единственно возможного и необратимого. Семейная жизнь все больше воспринимается как максимум удобств и выгод, даже как полнота удовольствия. Брак часто представляется как вечный месяц май, как неувядающий прекрасный букет, что далеко отстоит от традиционного понимания семьи как непростого жертвенного жизненного пути ради чего-то и кого-то. В сознании людей очень силен страх перед ошибкой и убежденность, что трудно найти именно того человека, который наиболее подходит для тебя лично. Крайне популярно мнение, что нельзя сразу создать единственную и счастливую семью, а можно и нужно не только искать и выбирать, но и пробовать совместно жить. Окружающая культура и общество дают «модель» поиска, проб и ошибок и убеждают, что практика - критерий истины. Такое понимание цели брака и способов его достижения доносится, что называется, «из каждого утюга». В этом есть, хоть и не принимаемая христианами, но все же честная логика. Если, создавая семью и беря на себя ответственность, нельзя промахнуться, нельзя ошибиться, то надо пробовать и испытывать и найти того, с кем действительно будет хорошо, от кого хочется иметь детей. А какой еще есть вариант у современных молодых? Кто теперь знает и помнит, что было в прошлом? Какое значение имеют для современности модели поведения 50-летней давности, а то и дореволюционных времен? Современным молодым никто не может объяснить, чем их способ проб и ошибок хуже старого, о котором они ничего не знают и примеры которого не видят. Более того, трудно бывает ответить и на их возражения. Правы сторонники пробных браков в том, что очень много поспешно созданных семей распадается, что противники сожительства не предлагают ничего конструктивного, кроме осуждения и демагогии. Немаловажно и то, что пробные браки - это дело добровольное, где и мужчина и женщина знают, что делают. Что же делать? Я думаю, что прежде всего со стороны православных авторов надо бы прекратить нападки на живущих в пробных браках и в сожительстве. За 20 постсоветских лет уже достаточно сказано, и, как видим, безрезультатно. Пора уже признать, что сожительство укоренено в нашей стране, и перейти к разъяснениям своей позиции и вежливому, тактичному свидетельству о том, чем, с точки зрения христианства, семейная жизнь превосходит сожительство. Самым важным аргументом в таких дискуссиях будет, безусловно, жизненный пример. В основе своей по отношению к нехристианам, христианская позиция сводится к следующему. Брак или семья - это признанный обществом свободный союз мужчины и женщины, основанный на их любви и взаимном договоре (признании друг друга мужем и женой). Для создания семьи недостаточно влюбленности и желания жить вместе, необходимо юридическое признание законности и регистрация. Наряду с браком всегда существовало так называемое сожительство. Еще со времен Древнего Рима разница между ними заключается в юридической ответственности супругов друг за друга и за своих детей. При сожительстве ни о какой юридической ответственности речи нет, поэтому оно не нуждается в легитимизации. Обе формы отношений стары как мир. Мнение церкви о невозможности пробных браков важно и обязательно только для самих христиан. Далеко не все граждане нашей страны таковы. Поэтому если выбор формы отношений мужчины и женщины обоюден и свободен, то даже христианам ничего не остается, как принять их решение и не вмешиваться в их жизнь. Если кто-то выбрал сожительство, то для сторонников семейной жизни это может значить только то, что эта пара пока не созрела для создания семьи, не увидела в семье нечто большее, чем радость и удовольствие, не созрела до взятия взаимной ответственности и поэтому пошла тем простым путем, который им предлагает современность. Со стороны христианства с его историей и нравственным учением вполне возможно сказать, что отказ от брака в пользу сожительства говорит о незрелой любви, вернее о том, что есть только влюбленность. Любовь - это нечто большее, она не сводится к эмоциональному состоянию и направлена на сущность другой личности. Любовь – это межличностное отношение и общение, при котором ценность любимого самого по себе (вне зависимости от возраста, болезни, уродства, беспамятства и т.д.) в глазах и сердце любящего выше собственной ценности. Любовь, ни много ни мало - это образ жизни, направленный на полноту и радость жизни любимого, она предполагает полноту ответственности за любимого. Влюбленность же, в свою очередь, - это некоторая предыстория любви, некоторая увлеченность, помогающая разрозненным в начале людям сойтись, попробовать вкус совместного бытия, собственные силы. Поэтому тут так много чувственности. Но влюбленность может перерасти в любовь, а может и уйти. Тут все зависит от любящих людей. Традиционно христианству присуще серьезное отношение к юридической регистрации брака. Если мужчина и женщина любят друг друга, то штамп в паспорте - не просто «печать», а уникальная возможность взять на себя полноту ответственности прежде всего в юридическом и экономическом планах. Регистрация брака означает для любящих, что теперь все и каждый всегда должны воспринимать их союз и их детей всерьез. Однако всякое объяснение ничего не будет стоить без доказательства на собственном примере. И вот тут надо сказать, что сторонникам семейной жизни порой нечем похвастать. Их семьи порой даже бывают менее крепки и достойны подражания, чем пробные браки и сожительства. И в этом самая главная проблема любых учителей и обличителей. Если по отношению к ним справедлив упрек «врач, исцелись сначала сам», то это обесценивает критику. Сила христианства всегда была не в словах и принуждении, а в жизненном примере. Христос призывал Своих последователей жить так, чтобы окружающие прославляли Бога и сами стремились подражать увиденному.


Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта
Новое на сайте
Реклама на сайте
Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика