Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Детские болезни и их лечение!
Активные гимнастические упражнения основаны на произвольно выполняемых ребенком движениях. Само движение может быть вызвано речевой инструкцией, игрушкой или определенным исходным положением. Точность гимнастического упражнения, характер и направление мышечного усилия, траектория движения обеспечиваются использованием простейших пособий (палочек, колец), а чаще руками методиста (инструктора) лечебной физкультуры. Каждое активное гимнастическое упражнение возможно только при возникновении у ребенка самостоятельного движения, лежащего в основе упражнения. Так, например, активный поворот со спины на живот, ползание или переход в положение сидя пли положение лежа на спине можно использовать в качестве активного гимнастического упражнения только при наличии у ребенка этих двигательных навыков. В лечебной физической культуре врачу часто приходится иметь дело с ребенком, у которого развитие двигательных навыков задерживается и активные движения, свойственные для ребенка раннего возраста, отсутствуют. В то же время важнейшими терапевтическими и воспитательными задачами являются преодоление этих отставаний, нормализация психомоторного развития ребенка. В таких случаях используются различные приемы стимулирования активных движений. Стимулирование активных движений ребенка раннего возраста проводится включением так называемых упражнений «с помощью», являющихся частным видом активных упражнений. Примером такого упражнения, выполняемого с помощью методиста, является поворот со спины на живот при поддержке за руку и ножки. При этом одной рукой методист осуществляет частичный поворот таза ребенка, а другой — направляет движения плечевого пояса и туловища ребенка; при этом в определенной фазе упражнения ребенок завершает движение самостоятельно. Другим видом стимуляции активного движения в рамках гимнастического упражнения является использование яркой, привлекающей внимание ребенка игрушки.


Воздух кроме обеспечения кислородом оказывает влияние на организм своей температурой, влажностью, барометрическим давлением, движением и другими метеорологическими факторами, которые сильно меняются не только в зависимости от сезона, но и в течение суток. Пределы оптимальных показателей воздушной среды для детей раннего возраста крайне малы, а приспособительные возможности организма ребенка при атмосферных колебаниях очень незначительны. Основная задача при проведении закаливающих процедур воздухом — расширение этих адаптационных возможностей. Закаливание воздухом начинается по существу с первых дней жизни: при проветривании помещения, где живет ребенок, при непосредственном контакте кожи с воздухом во время пеленания, при первых прогулках. Однако если не проводить целенаправленного закаливания, такие воздействия меняющейся воздушной среды могут вызвать нежелательные реакции простудного характера. В летнее время при хорошей погоде прогулки можно начинать сразу после выписки из родильного дома, при плохой погоде проводить их в закрытом помещении, открыв окно, или на террасе. В летнее время при благоприятной погоде ребенок может быть на воздухе в тени в течение всего светового дня. Дети дошкольного и школьного возраста в одежде, соответствующей погодным условиям, должны находиться на воздухе зимой 5—6 ч, летом желательно весь день.


При занятиях лечебной физкультурой с детьми второго и третьего года жизни широкое применение находит ходьба и различные упражнения, выполняе­мые двумя или несколькими детьми в ходьбе. При включении ходьбы в содержание занятий необходимы и соответствующие условия, где могут быть созданы и нормальные условия для правильного выполнения различных вариантов ходьбы, а также могут быть соблюдены необходимые для занятий с маленькими детьми требования педагогики. Для повышения точно­сти ходьбы и правильной выработки этого двигательного навыка применяется ходьба по дорожке ограни­ченной ширины, уменьшающая разброс ног. Вначале используется дорожка шириной 35—40 см, в дальней­шем она может быть сужена до 25 см. Усложнение ходьбы при занятиях достигается приподниманием дорожки над полом — ходьба по доске, ходьба по наклонной доске, по гимнастической скамеечке и т. д. Для развития и укрепления мышечного свода стопы применяются ребристые доски, прямые или установ­ленные под углом друг к другу. В процессе индивидуальной тренировки много­кратное повторение движений приводит к закрепле­нию и автоматизации двигательного навыка.


По словам тайваньских иммунологов, дети, которые страдают астмой, благодаря плаванию могут регулировать все признаки этой болезни. По мнению врачей, в борьбе с расстройствами дыхательной системы была доказана эффективность. В исследовании принимали участие две группы детей. Одна из групп детей 6 недель занимались плаванием по специальной программе. Другая группа была контрольной. В первой группе отмечались улучшения состояния детей. Педиатры отмечали снижение тяжести астмы, не было хрипов, дети избавились от деформаций грудной клетки. По словам врачей, для детей, страдающих астмой это один из самых безопасных видов спорта. Помимо этого, плавание способствует физическому и психологическому развитию детей. Хорошие результаты наблюдаются уже спустя год таких занятий. Дети становятся здоровее, стремящиеся к новым достижениям. Со временем у детей улучшается самочувствие, настроение. По словам врачей, детям необходимо заниматься спортом еще с раннего возраста.


Построение занятий лечебной гимнастикой для детейАсимметричные упражнения   применяются только как корригирующие (выравнивающие позвоночник), но не как гиперкорригирующие (переразгибатели). Эти упражнения необходимо подбирать специально для данного больного, чтобы тренировать только ослабленные и растянутые мышцы спины; при сокращении этих мышц сколиотическая дуга уплощается и выравнивается. Таким образом, эти упражнения могут применяться в тех случаях, когда сколиоз имеет одну дугу искривления или две дуги, но расположенные далеко друг от друга. Например, одна дуга образовалась в грудном отделе позвоночника, а другая — в поясничном.<!--more--> При выполнении асимметричных упражнений для одной дуги можно часть позвоночника с другой дугой зафиксировать, чтобы там не увеличивались имеющиеся отклонения. Если две дуги искривления расположены близко и при выполнении упражнения их разделить не удается, целесообразно применять асимметричные корригирующие упражнения. Противопоказанием к применению асимметричных упражнений является прогрессирование сколиоза. Разработку деторсионных упражнений следует проводить с учетом того, что при правостороннем сколиозе торсия совершается по часовой стрелке, а при левостороннем — наоборот. Деторсионные упражнения можно выполнять из различных исходных положений: лежа па наклонной плоскости, в висе и стоя. В грудном отделе упражнения выполняются за счет работы мышц пояса верхних конечностей, а в поясничном отделе — за счет работы мышц пояса нижних конечностей. Амплитуда движений упражнений должна строго контролироваться и выполняться до тех пор, пока дуга искривлений выравнивается, но не более. Противопоказания к применению этих упражнений те же, что и для асимметричных упражнений. Важное значение для больного имеет укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение функции внешнего дыхания и насыщение артериальной крови кислородом. Проведение комплекса дыхательных упражнений ставит целью увеличение жизненной емкости легких, укрепление дыхательных мышц, увеличение экскурсии грудной клетки. Дыхательные упражнения в комплексе с другими специальными упражнениями помогают активной коррекции функционального искривления позвоночника. Построение занятий лечебной гимнастикой подчиняется тем же принципам что и построение занятий лечебной физической культурой вообще. Наилучший эффект укрепления мышц у больных сколиозом можно получить при сочетании лечебной гимнастики с массажем. Массаж усиливает лечебный эффект физических упражнений. Он особенно необходим при лечении паралитических сколиозов и при лечении резко ослабленных детей. Массаж мышц спины, брюшной стенки значительно улучшает кровоснабжение и питание мышц, улучшает их функциональное состояние.


Рефлекторное разгибание позвоночника. В упражнении используется рефлекс с позвоночника, или «спинной рефлекс» Талант, проявляющийся при легком тактильном раздражении кожи спины вдоль и вблизи позвоночника. При этом ребенок прогибается в противоположную сторону, т. е. при проведении пальцем вдоль спины справа позвоночник отводится влево, при проведении слева — вправо, а при одновременном раздражении кожи с обеих сторон ребенок прогибает спинку вперед. Методист проводит большим и указательным пальцами вдоль позвоночника по обеим сторонам от линии остистых отростков в направлении от крестца к затылку. Второй рукой, охватывающей область плеча, ребенок удерживается в боковом положении. Ребенок отводит назад голову и прогибает спинку. Работают разгибатели спины и шеи. В лечебной физкультуре, кроме этой методики, могут быть использованы и другие модификации упражнения, если лечебные задачи требуют преимущественного воздействия на одну из сторон. При этом рефлекторное упражнение с отведением спины вправо или влево проводится в исходном положении, лежа на животе. По своему физиологическому действию массаж близок к пассивным гимнастическим упражнениям, однако в отличие от последних массаж оказывает более дифференцированное воздействие на массируемый участок тела, вызывает целый ряд процессов, связанных с рефлексогенными зонами. Физиологические реакции, протекающие у здорового и больного ребенка под воздействием различных приемов массажа, не требуют активного участия и сопровождаются, как правило, повышением эмоционального состояния.


В случае переутомления все эти изменения поведения становятся более глубокими, ухудшается аппетит, нарушается сон. Переутомленный ребенок долго не может заснуть, сон его часто бывает прерывистым. Часто переутомление выражается в виде проявлений упрямства, негативизма, когда ребенок отказывается от выполнения обычных требований взрослых, или агрессивных действий по отношению к детям (ломает их постройки, отнимает игрушки и т. п.). Переутомление нервной системы могут вызвать: чрезмерно длительное бодрствование, превышающее предел работоспособности ребенка; систематически недостаточный отдых, в течение которого не происходит полного восстановления работоспособности; неправильная организация деятельности детей; необходимость выполнять непосильные, трудные задачи. Анализ режима детей в семьях и детских учреждениях часто обнаруживает прежде всего, что установленная для детей того или иного возраста длительность бодрствования не соответствует пределу работоспособности их нервной системы. Систематическое удлинение бодрствования неизбежно ведет к утомлению и даже истощению нервной системы. В ряде учреждений и в семье имеет место также и очень вредное для детей раннего возраста хроническое недосыпание. Оно объясняется иногда отсутствием благоприятных условий для полноценного сна. Яркий свет, громкий разговор взрослых, радио, телевизор, игра детей в комнате, где спит ребенок, мешают его сну. Хотя иногда, несмотря на все это, ребенок продолжает спать, однако в таких условиях нет глубокого сна и нервная система не получает полноценного отдыха. Нарушает сон также частое высаживание детей ночью на горшок, наличие у них отрицательных привычек спать с соской, пить ночью воду. Все это не обеспечивает полноценного отдыха нервной системы, а если повторяется систематически, то у детей от хронического недосыпания накапливается утомление, отрицательно влияющее на их здоровье, развитие и поведение. Хроническое недосыпание детей возможно также в том случае, если не учитывается фактическая длительность их ночного сна дома. Принимая утром ребенка, следует узнать, сколько и как он спал ночью. В соответствии с этим надо либо подсказать родителям, как в домашних условиях обеспечить нормальный, достаточный по времени ночной сон ребенка, либо внести необходимые изменения в его режим в учреждении. Наблюдается также преждевременный перевод детей (раньше 1 года 6 месяцев) с двухразового сна на одноразовый, что совершенно недопустимо.


Для профилактики деформации костей рекомендуется применять систему лечебных укладок с помощью валиков, мешочков, прокладок. Учитывая мышечную гипотонию и выраженную разболтанность суставов, пассивные физические упражнения должны проводиться в пределах, не превышающих физиологической амплитуды движения, и строго по оси движения данного сустава. Недопустимы перерастяжения мышц и связок, что снижает сократительную функцию мышц и увеличивает разболтанность суставов. В период разгара рахита следует строго соблюдать принцип рассеянности физической нагрузки в комплексе лечебной гимнастики. В период реконвалесценции лечебная физическая культура способствует нормализации нарушенных нервных процессов, улучшению обменных процессов, снижению мышечной гипотонии, коррекции костных деформаций, восстановлению психомоторного развития, нормализации кардиореспираторной системы. В этот период, помимо поглаживания, применяют такие приемы массажа, как разминание и растирание, которые оказывают сильное воздействие на мышцы, повышая их тонус к усиливая общий обмен веществ. Шире применяют физические упражнения, направленные на восстановление уровня психомоторного развития ребенка, устранение мышечной гипотонии и разболтанности суставов, коррекцию костных деформаций. Физические упражнения оказывают существенное влияние на нормализацию обменных процессов, восстановление нарушенного баланса основных процессов в центральной нервной системе. Важное значение имеют физические упражнения для кардиореспираторной системы. Выбор физических упражнений определяется общим состоянием ребенка и уровнем психомоторного развития. С целью ортопедической профилактики предпочтительным остается горизонтальное исходное положение. Помимо общеразвивающих физических упражнений и общего лечебного массажа, рекомендуется применять избирательные приемы массажа и физические упражнения, воздействующие на пораженные мышцы и способствующие исправлению деформаций костной системы. Учитывая улучшение общего состояния ребенка и постепенное угасание признаков рахита, общая нагрузка в комплексе лечебной гимнастики и массажа постепенно увеличивается, продолжительность занятий достигает 15 мин. Для периода остаточных явлений характерно восстановление нарушенных обменных процессов, отсутствие острых изменений. Остаточные явления проявляются главным образом в значительной задержке психомоторного развития и. костных деформациях. Задачами лечебной физической культуры в этот период заболевания являются: восстановление психомоторного развития ребенка, коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата, повышение неспецифической сопротивляемости, нормализация функции кардиореспираторной системы. Нагрузку в комплексе лечебной гимнастики и массажа в период остаточных явлений заболевания приближают к нагрузке, рекомендованной для здорового ребенка. Общая продолжительность одного занятия, возрастает до 20—30 мин. В период остаточных явлений рахита применяются все приемы массажа. Помимо общего массажа, используются избирательно приемы укрепления наиболее пораженных мышц (живота, спины, нижних конечностей). С целью укрепления ослабленных мышц и коррекции деформаций опорно-двигательного аппарата широко используются физические упражнения, проводимые из разных исходных положений. Особое внимание уделяется профилактике плоскостопия, деформаций позвоночника и исправлению деформаций голени. Важное значение приобретают физические упражнения в восстановлении развития отстающих двигательных навыков.


Большая осторожность и внимание необходимы по отношению к детям, имеющим родовую травму. Вблизи от ребенка нужно соблюдать тишину. Поднимать его можно только на подушке и подмывать в лежачем положении, осторожно повернув на бок. Завертывать ребенка надо свободно. Первое время после родов ребенка с родовой травмой следует кормить в лежачем положении, не вынимая из кроватки, чтобы он не уставал. Купать и обливать ребенка можно только с разрешения врача. Ребенка с родовой травмой нельзя укачивать на руках или в кроватке, а в первые месяцы не следует катать в коляске. Всех недоношенных и травмированных детей содержат в специально выделенных палатах или отделениях, где температура воздуха и весь режим соблюдаются особенно строго. Пеленки нужно подогревать, все предметы ухода часто кипятить. Лица, ухаживающие за ребенком, и мать должны быть в масках. Во время заболевания матери гриппом кормление грудью не разрешается; ребенка кормят сцеженным грудным молоком. Оценка физического развития ребенка имеет большое практическое значение. По данным веса, роста, наличию двигательных умений и психофизического состояния судят о правильности развития ребенка. Вес ребенка по окончании периода новорожденное прогрессивно нарастает. К 6 месяцам первоначальный вес ребенка удваивается, средняя прибавка в весе составляет ежемесячно 600—700 г, а в конце первого года жизни вес утраивается и средняя прибавка составляет 500—600 г в месяц. За второй год жизни вес ребенка увеличивается на 2 кг 500 г—3 кг 500 г. Начиная со второго года прибавка в весе в среднем составляет ежегодно 2 кг. Взвешивают грудных детей без одежды на специальных весах, всегда в одно и то же время, лучше всего утром после ночного перерыва в кормлении. Детей старшего возраста взвешивают без одежды обычно утром до еды на весах.


При массаже левой мышцы голова ребенка повернута влево, при массаже правой мышцы — вправо. Ребенок не должен ощущать боля. Если он чувствует сильную боль и мышцы напрягаются, то массировать нельзя, так как при массаже мышцы должны быть расслаблены. Одновременно проводят более энергичные приемы массажа здоровой грудино-ключично-сосцевидной мышцы, верхней части трапециевидной мышцы и мышц затылочной области, а при асимметрии лица — мышц половины лица, отстающей в росте. Курс массажа назначается индивидуально. В среднем он состоит из 30 сеансов, а между курсами делается перерыв на 1—2 нед. Лечебную гимнастику проводят 3—4 раза в день по 5— 10 мин. Все упражнения выполняют плавно, так, чтобы ребенок не чувствовал боли. После соответствующего инструктажа занятия с ребенком могут быть доверены матери. Лечебная гимнастика состоит из специальных упражнений, проводящихся в сочетании с общеукрепляющими, к которым относятся рефлекторные, пассивные и активные упражнения, соответствующие возрасту и физическому развитию ребенка. В течение 2—3 мес после рождения ребенка специальные упражнения применяются в основном в форме рефлекторных упражнений и пассивных движений. Рефлекторные упражнения — разгибание спины и отведение головы назад при проведении пальцами вдоль позвоночника — проводят в положении ребенка на боку. По мере роста ребенка вводят специальные активные движения. Первые активные упражнения возможны с того времени когда ребенок начнет держать голову и научится сидеть. Лечебная гимнастика в этот период проводится в положении сидя. На фоне общеукрепляющей гимнастики должно доминировать упражнение, при котором голову ребенка обхватывают обеими руками, наклоняют в сторону, противоположную поражению, поворачивают в сторону пораженной мышцы и разгибают. Существенным моментом при проведении занятий является удержание надплечья пораженной стороны в правильном положении. У большинства больных своевременно начатое консервативное лечение приводит, как правило, к полному извлечению на первом году жизни. Однако всегда надо помнить о том, что родителями могут быть приняты за излечение кривошеи первые успехи лечения или физиологическое активное держание головы в 2—3-месячном возрасте и что они часто в этих случаях могут самовольно прекратить лечение. При тяжелых формах деформации  консервативное лечение следует продолжать и в течение 2—3-го года жизни, если изменения пораженной одышки и наклон головы постепенно уменьшаются.


Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта
Новое на сайте
Реклама на сайте
Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика