Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Детские болезни и их лечение!
Медики рекомендуют детям физическое закаливание, которое повышает сопротивляемость организма детей к инфекционным заболеваниям. По словам медиков, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Детям подойдут щадящие процедуры закаливания, чтобы укрепить организм детей. При проведении процедур тело ребенка не должно переохлаждаться. При появлении признаков переохлаждения необходимо сократить время процедуры. В летний период детям рекомендуются солнечные ванны. При ярком солнце детям лучше всего укрыться в тени. Время нахождения на солнце необходимо дозировать. При правильном ведении закаливания у детей заметно снижается заболеваемость и укрепляется иммунитет. При этом следует учитывать рекомендации http://www.medkrug.ru медиков по правилам закаливания. В любом возрасте можно начать закаливание. Это полезно как детям, так и взрослым. Желательно, постоянно проводить закаливания, руководствуясь определенными правилами закаливания. При долгих перерывах дети начинают слабеть и болеть, поэтому детям рекомендуется летом как можно чаще купаться.


Построение занятий целебной гимнастикой для малышейАсимметричные упражнения   используются только как корригирующие (разглаживающие позвоночник), но не как гиперкорригирующие (переразгибатели). Эти упражнения нужно подбирать специально для данного хворого, чтоб тренировать только ослабленные и растянутые мускулы спины; при сокращении этих мускул сколиотическая дуга уплощается и выравнивается. Таким макаром, эти упражнения могут применяться в тех случаях, когда сколиоз имеет одну дугу искривления либо две дуги, но расположенные далековато друг от друга. К примеру, одна дуга образовалась в грудном отделе позвоночника, а другая — в поясничном. При выполнении асимметричных упражнений для одной дуги можно часть позвоночника с другой дугой зафиксировать, чтоб там не увеличивались имеющиеся отличия. Если две дуги искривления размещены близко и при выполнении упражнения их поделить не удается, целенаправлено использовать асимметричные корригирующие упражнения. Противопоказанием к применению асимметричных упражнений является прогрессирование сколиоза. Разработку деторсионных упражнений следует проводить с учетом того, что при правостороннем сколиозе торсия совершается по часовой стрелке, а при левостороннем — напротив. Деторсионные упражнения можно делать из разных начальных положений: лежа па наклонной плоскости, в висе и стоя. В грудном отделе упражнения производятся за счет работы мускул пояса верхних конечностей, а в поясничном отделе — за счет работы мускул пояса нижних конечностей. Амплитуда движений упражнений должна строго контролироваться и производиться до того времени, пока дуга искривлений выравнивается, но менее. Противопоказания к применению этих упражнений те же, что и для асимметричных упражнений. Принципиальное значение для хворого имеет укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение функции наружного дыхания и насыщение артериальной крови кислородом. Проведение комплекса дыхательных упражнений ставит целью повышение актуальной емкости легких, укрепление дыхательных мускул, повышение экскурсии грудной клеточки. Дыхательные упражнения в комплексе с другими особыми упражнениями помогают активной корректировки многофункционального искривления позвоночника. Построение занятий целебной гимнастикой подчиняется этим же принципам что и построение занятий целебной физкультурой вообщем. Лучший эффект укрепления мускул у нездоровых сколиозом можно получить при сочетании целебной гимнастики с массажем. Массаж увеличивает целебный эффект физических упражнений. Он в особенности нужен при лечении паралитических сколиозов и при лечении резко ослабленных малышей. Массаж мускул спины, брюшной стены существенно улучшает кровоснабжение и питание мускул, улучшает их функциональное состояние.



Рождаясь, ребенок переходит в совершенно новую среду обитания. Для того чтобы он устоял в ней и начал развиваться, природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, регуляторов и рефлексов. Так, например, у ребенка есть терморегуляторы, естественное включение которых спасает его от перегревания и переохлаждения. В случае необходимости включается и система иммунитета. Если ребенка кутать, создавать «оранжерейные» условия и таким образом лишать «работы» его приспособительные механизмы, то последние, оказавшись в бездействии, в силу закона «свертывания функций за ненадобностью», постепенно атрофируются. И тогда даже небольшой ветерок - уже угроза для ребенка: он оказывается беззащитным и заболевает. Поэтому следует тренировать терморегуляционный аппарат. Некоторые специалисты предлагают для тренировки терморегуляторов уже с рождения на короткое время прикладывать стакан с холодной водой к разным участкам кожи младенца. Полезно быстро касаться прохладными пальцами тела ребенка при его перепеленывании, переодевании, оставлять его при этом на короткое время обнаженным. Критерием продолжительности процедуры служат хорошее самочувствие ребенка, теплые нос и конечности. Очень полезно начавшему ходить ребенку предоставить возможность делать это босиком. Сначала это можно начинать делать в комнате, а весной, летом и (уже закаленному ребенку) осенью - около дома по дорожке, в саду по траве и песку (вначале очень короткое время). Условие - надежная защита от травм и хорошее самочувствие ребенка. Под влиянием закаливания воздухом, водой, рассеянным солнечным светом повышаются сопротивляемость и выносливость организма к меняющимся влияниям внешней среды: увеличивается иммунологическая устойчивость к заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции, уравновешивается состояние нервных процессов. Включение закаливания в комплекс восстановительного лечения несомненно повышает эффективность этого лечения. Очень важно при выборе средств закаливания учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья, характер заболевания, особенности реактивности организма. Чем ребенок слабее, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но делать их обязательно! Вместе с тем надо учитывать, что положительное воздействие закаливания резко снижается даже при двухнедельном перерыве. Поэтому, если ребенок все же заболеет и придется на время болезни отменить эти процедуры или, по совету врача, оставить некоторые с уменьшенной силой воздействия, то после болезни надо все начинать сначала: с индифферентных температур раздражителя (например, воды с 350С), и лишь постепенно переходить к снижению температуры воды (воздуха). Проводя закаливание, надо придерживаться основного его принципа: постепенность увеличения раздражающего воздействия средств закаливания за счет снижения температуры воздуха, воды и продолжительности воздействия этих факторов. Необходимы систематичность и регулярность воздействия, т.е. ежедневное проведение закаливающих процедур (и по нескольку раз в день). Показателем правильности осуществления процедуры служат самочувствие и внешний вид ребенка. Прежде всего процедура должна быть приятной. У ребенка не должно появляться «гусиной кожи», он не должен бледнеть, нежелательно охлаждение кожи кистей, стоп, носа. Если это случается во время процедуры, то, значит, она проводится неправильно. Необходимо строго соблюдать воздушный режим в комнатах - хорошо их проветривать. Лучший способ проветривания - сквозное, которое можно устраивать в отсутствие детей. В теплое время года закаленному ребенку небольшой сквозняк не повредит. В осенне-зимнее время проветривать помещение необходимо 4-5 раз в день по 10-15 мин. Летом окно должно быть открыто, температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, - +22…+20 С. Исследования показали, что рост и развитие ребенка задерживаются, если температура среды, где он находится, превышает эту температуру. Полезно при каждом перепеленывании детей оставлять их на некоторое время обнаженными (на 4-5 мин.). Надо следить за тем, чтобы дети в это время не плакали, были в хорошем настроении и имели возможность двигаться. Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до 20-18° С. Раздевать ребенка надо постепенно. Это позволяет регулировать силу воздействия воздуха в процессе закаливания. Желательно как можно больше бывать на воздухе. Летом за городом постараться вынести на воздух писание, сон, гимнастику, игры. Полезно гулять в любое время года, но и одетым быть по погоде. Не кутать ребенка! Детей с 2-3-недельного возраста в холодное время надо выносить на улицу, если нет сильных морозов. Продолжительность первой прогулки - 10 мин., в дальнейшем- до 1,5-2 ч два раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, по 2-2,5 ч. между кормлениями 2-3 раза в день. Очень полезны водные процедуры, начиная с умывания ребенка. Начальная температура воды при этом 28-25° С, т.е. близка к температуре кожи открытых частей тела. Для закаливания используют мытье рук перед едой, ног перед сном, подмывание, игру с водой. При обтирании, обливании начальная температура воды равна 34° С. Постепенно, в течение 10-15 дней, надо снижать температуру воды до 26-23° С. После влажного обтирания растереть кожу ребенка до порозовения, одеть его. Полезно обтирание ребенка раствором морской соли (1 ч.л. на 1 стакан воды). Эту процедуру можно делать при здоровой коже. Варежку из махровой ткани смачивают в приготовленном растворе, надевают на кисть и быстрыми движениями обтирают тело, в первую неделю - верхнюю половину, а спустя неделю присоединяют обтирание нижней половины тела. Направления движения руки взрослого при обтирании следующие: руки ребенка надо обтирать от пальцев к плечам, грудь - круговыми движениями по часовой стрелке, спину - от середины позвоночника к подмышечным линиям, ноги - от стоп вверх к тазу, живот - по часовой стрелке, ягодицы - не раздвигая их. Каждое движение повторяют 2-4 раза. Можно после 2-4 недель систематических обтираний перейти к обливанию водой: начинают обливание с ног, ягодиц, далее грудь и живот, заканчивают обливанием левого и правого плеча). Эту процедуру можно проводить с 9-12 месяцев (более закаленному ребенку - и раньше). Интересен положительный опыт по закаливанию, предложенный таллиннскими медиками: махровое полотенце смачивают «морской» водой (одна столовая ложка морской соли на 1 л воды), температура воды 22° С. Начиная с 6 месяцев, после сна ребенка опускают на махровое полотенце на 2-3с, ребенок «прыгает», «подтанцовывает». Не вытирая стопы, переходят к другим элементам туалета. Через 2 недели, при условии хорошего состояния ребенка, можно увеличить холодовую нагрузку. Ребенка опускают на влажное полотенце (на 2-3 с.) которое находилось до этого в полиэтиленовом пакете в холодильнике. Очень полезны ножные ванны (или топтание в воде). Начинать можно с температуры 35° С. Наливают в ванну воду несколько выше уровня щиколоток ребенка. Он должен пройти по воде 5- 6 раз. Затем наливают воду на 2-3 градуса холоднее. После ванны вытирают ноги ребенка и укладывают его спать (стопы можно и не вытирать). Не следует проводить обливание ног (или топтание в воде) холодной водой при холодных ногах ребенка. Температура кожи стоп должна быть выше температуры воды на несколько градусов. Другой вариант закаливания: после гигиенической ванны ребенка обливают водой 28-22° С. Детей первого года жизни, тем более ослабленных заболеваниями, закаливать прямыми солнечными лучами следует очень осторожно и под контролем постоянно находящегося рядом взрослого. Лучше начинать закаливание, пользуясь рассеянными солнечными лучами. Дети находятся в так называемой солнечной (кружевной) тени деревьев. Вначале они должны быть одеты в рубашки из легкой светлой ткани при температуре воздуха 22-24° С. В середине бодрствования ребенка надо раздеть и оставить обнаженным на несколько минут, постепенно увеличивая это время до 10 мин. На голову ребенка надо надеть белую панаму. Полезно, чтобы он в это время свободно перемещался в манеже, на площадке, играя с игрушками. При хорошем общем состоянии, после предварительной хорошо переносимой тренировки в кружевной тени деревьев, ребенка можно подставить и под солнечные лучи, вначале на 0,5 мин., а затем постепенно увеличивать дозировку до 5 мин. Выбрать для этого время или до 10-11 ч., или после 17 часов. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегрелся. При покраснении лица, появлении раздражительности, возбудимости надо увести его из солнечной тени деревьев или из-под прямых лучей солнца в тень, напоить остуженной кипяченой водой.


Группы формируются по степени выраженности сколиоза, возрасту и полу (с 5-го класса). По возрасту группы разделяются па дошкольную (с 5 до 7 лет), младшую школьную (1—4-й класс) и старшую школьную. Малышей до 5 лет группировать нельзя, потому что гимнастические упражнения сложны по выполнению и координации движений; чтоб мелкие малыши верно делали их, нужно заниматься с ними персонально. Групповые занятия проводятся 3 раза в неделю по 45— 50 мин для малышей школьного возраста и по 35—40 мин для малышей дошкольного возраста. Нужно, чтоб в другие деньки малыши занимались целебной гимнастикой самостоятельна дома. Главные виды целебной гимнастики. Имеются сторонники симметричных и асимметричных упражнений, но нет доказательных данных относительно достоинства тех либо других систем. В разработке комплексов целебной гимнастики следует управляться клиническими данными, нравом сколиотической деформации и торсией. Для этого употребляются упражнения в балансировании; упражнения, выполняемые на жестком валике, подложенном под выпуклую сторону сколиотической дуги, с поднятием наверх свободной руки. Огромное место должны занимать упражнения в положении, разгружающем позвоночник — лежа, стоя на четвереньках. Основная задачка корригирующей гимнастики — создание крепкого мышечного корсета, т. е. укрепление мускул, которые задерживают позвоночник в вертикальном положении и тем делают лучше условия для более правильного и равномерного роста тел позвонков, укрепление мускул спины (разгибатели), брюшного пресса пояса и верхних конечностей. Сразу ставится задачка — выработать у малыша хорошую осанку, чтоб статическая нагрузка на позвоночник распределялась умеренно, и тем сделать более подходящие условия для роста позвонков в высоту. Корригирующие упражнения, специально подобранные для данного хворого, должны крепить те группы мускул, которые более ослаблены. Все это косвенно положительно влияет на исцеление сколиозов. Корригирующие упражнения по форме выполнения разделяются на симметричные, асимметричные, деторсионные. При выполнении упражнений ни при каких обстоятельствах нельзя наращивать образовавшиеся патологические отличия, «разбалтывать» позвоночник (не наращивать его упругость), а укреплением мускул содействовать иммобилизации позвоночника. Делать корригирующие упражнения следует в тех начальных положениях, когда позвоночник очень разгружен от статической нагрузки. При выполнении симметричных упражнений мускулы обеих половин тела сокращаются неравномерно. Чтоб очень приблизить позвоночник к прямой полосы, более ослабленные и растянутые мускулы должны сократиться больше, а укороченные — меньше. Как следует, тренировка мускул при выполнении этих, упражнений должна быть неодинаковой. Симметричные упражнения можно использовать при сколиозах различной этиологии, формы и степени выраженности. При правильном выполнении корригирующих симметричных упражнений имеющиеся недостатки не растут. При выполнении симметричных корригирующих упражнений происходит тренировка в большей степени мускул спины (разгибателей). Производятся упражнения основным образам в начальном положении лежа на спине, разгрузочном для позвоночника, но резко нагрузочном для сердца.



Группы формируются по степени выраженности сколиоза, возрасту и полу (с 5-го класса). По возрасту группы подразделяются па дошкольную (с 5 до 7 лет), младшую школьную (1—4-й класс) и старшую школьную. Детей до 5 лет группировать нельзя, так как гимнастические упражнения сложны по выполнению и координации движений; чтобы маленькие дети правильно выполняли их, необходимо заниматься с ними индивидуально. Групповые занятия проводятся 3 раза в неделю по 45— 50 мин для детей школьного возраста и по 35—40 мин для детей дошкольного возраста. Необходимо, чтобы в остальные дни дети занимались лечебной гимнастикой самостоятельна дома. Основные виды лечебной гимнастики. Имеются сторонники симметричных и асимметричных упражнений, однако нет доказательных данных относительно преимущества тех или иных систем. В разработке комплексов лечебной гимнастики следует руководствоваться клиническими данными, характером сколиотической деформации и торсией. Для этого используются упражнения в балансировании; упражнения, выполняемые на жестком валике, подложенном под выпуклую сторону сколиотической дуги, с поднятием наверх свободной руки. Большое место должны занимать упражнения в положении, разгружающем позвоночник — лежа, стоя на четвереньках. Основная задача корригирующей гимнастики — создание крепкого мышечного корсета, т. е. укрепление мышц, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и тем улучшают условия для более правильного и равномерного роста тел позвонков, укрепление мышц спины (разгибатели), брюшного пресса пояса и верхних конечностей. Одновременно ставится задача — выработать у ребенка правильную осанку, чтобы статическая нагрузка на позвоночник распределялась равномерно, и тем создать более благоприятные условия для роста позвонков в высоту. Корригирующие упражнения, специально подобранные для данного больного, должны укреплять те группы мышц, которые более ослаблены. Все это косвенно благоприятно влияет на лечение сколиозов. Корригирующие упражнения по форме выполнения подразделяются на симметричные, асимметричные, деторсионные. При выполнении упражнений ни в коем случае нельзя увеличивать образовавшиеся патологические отклонения, «разбалтывать» позвоночник (не увеличивать его гибкость), а укреплением мышц способствовать иммобилизации позвоночника. Выполнять корригирующие упражнения следует в тех исходных положениях, когда позвоночник максимально разгружен от статической нагрузки. При выполнении симметричных упражнений мышцы обеих половин тела сокращаются неравномерно. Чтобы максимально приблизить позвоночник к прямой линии, более ослабленные и растянутые мышцы должны сократиться больше, а укороченные — меньше. Следовательно, тренировка мышц при выполнении этих, упражнений должна быть неодинаковой. Симметричные упражнения можно применять при сколиозах различной этиологии, формы и степени выраженности. При правильном выполнении корригирующих симметричных упражнений имеющиеся дефекты не увеличиваются. При выполнении симметричных корригирующих упражнений происходит тренировка преимущественно мышц спины (разгибателей). Выполняются упражнения главным образам в исходном положении лежа на спине, разгрузочном для позвоночника, но резко нагрузочном для сердца.


В раннем возрасте, где одной из задач физического воспитания является воспитание точности и высокого качества двигательного навыка, большое значение приобретают пассивные гимнастические упражнения. В период, когда точность активного движения не мо­жет быть сохранена, пассивные упражнения дают возможность создать модель обратной связи, обеспе­чивая поток импульсов со стороны периферической части двигательного анализатора и построение рефлек­торного двигательного кольца. При неоднократном повторении в ходе регулярных занятий гимнастикой закрепляются в виде условного рефлекса сочетанные раздражения тактильных, кожно-мышечных, зрительных и слуховых рецепторов. В дальнейшем, при разви­тии активных движений, осуществляемых на корковом уровне, сохраняется закрепленный ранее механизм включения периферических элементов двигательного навыка. Такой физиологический механизм освоения движения и принцип обучения движениям с использо­ванием этого механизма получает применение не только в системе физического воспитания здорового ребенка, но в особенности при лечебной физкультуре. Пассивные гимнастические упражнения позволяют наи­более эффективно использовать возможности освоения утраченных или ослабленных двигательных навыков, когда другие способы обучения неприемлемы. В состав комплексов гимнастических упражнений и массажа для занятий с больными детьми раннего возраста пассивные упражнения включаются в соот­ветствии с медицинскими показаниями. При заболе­ваниях,   сопровождающихся   снижением    мышечного тонуса, возможно, при показаниях, и более раннее их применение, и, наоборот, при задержке развития и сохранении повышенного тонуса мускулатуры назна­чение пассивных гимнастических упражнений противо­показано. Рефлекторные гимнастические уп­ражнения. Этот вид гимнастических упражнений стоит несколько обособленно в классификации средств лечебной физической культуры. Рефлекторными при­нято называть гимнастические упражнения, в основе которых лежит использование врожденных двигатель­ных рефлекторных реакций. Гимнастические упражне­ния применяются в физическом воспитании детей ран­него возраста в период, когда безусловные двигатель­ные рефлексы не угасли — преимущественно впервые 3—5 месяцев. При использовании рефлекторных двигательных реакций в рамках соответствующих гимнастических упражнений обыч­но применимы лишь такие, при которых на тактиль­ное раздражение определенных участков кожи ребе­нок дает всегда стереотипную двигательную реакцию. Это позволяет точно учесть характер  мышечной работы, при выполнении гимнастического упражнения.


Активные упражнения, отчасти проводимые при помощи методиста, связанные с переходом из положения лежа в положение сидя, и подготовка малыша к этим движениям начинаются после освоения частей ползания. Сюда относятся упражнения по приподниманию головы и плеч при поддержке за обе либо одну отведенную в сторону руки, те же упражнения с фиксацией и без фиксации коленных суставов, активный переход в положение сидя из положения лежа на спине, предварительные упражнения с поворотами тела со спины на животик и приподниманием верхней половины тела из этого положения к переходу в положение стоя на четвереньках и на коленях, разные варианты парения в положении на спине и т. д. Во всех случаях упражнение доводится только до момента перехода в положение сидя, само сиденье не стимулируется.

Только после того, как доктор и методист удостоверятся в достижении ребенком умения интенсивно и в течение некого времени задерживать свое тело в положении сидя, можно включать в качестве упражнения некие движения из начального положения сидя. Прямо за этими упражнениями целенаправлено сразу включать упражнения из положения лежа на животике либо спине. Приподнимание головы и плеч из положения лежа на спине. Ребенок лежит на спине, ногами по направлению к методисту. При охватывании пальцев рук методиста либо колечек руки малыша отводятся в стороны и немного приподнимаются над поверхностью стола — при всем этом ребенок немного приподнимает голову и плечи. Если ребенок пассивен, упражнение не имеет смысла.

Под спину малыша с боков подводятся ладошки методиста; большенными пальцами, лежащими повдоль средней подмышечной полосы, и ладонями задерживают тело малыша и приподнимают его над столом. При всем этом ребенок, лежащий на ладонях, приподнимается и наклоняет вперед голову и плечи. Упражнение осуществляется за счет мускул шейки, груди, брюшного пресса. Присаживание при поддержке. После схватывания огромных пальцев методиста руки малыша отводятся в стороны и продвигаются вперед — прямо за движением рук ребенок приподнимает голову, плечевой пояс, а потом и стопроцентно перебегает в положение сидя.

При выполнении упражнения методист свободными пальцами собственных рук страхует кисти малыша от разгибания и падения. Возврат в начальное положение проводится при поддержке ладонью головы и спинки малыша. Это упражнение при неплохом тонусе мускул и активности малыша может проводиться с поддержкой за одну руку, потом с внедрением колечек либо 1-го кольца, за которые держится ребенок.



Весьма полезное закаливающее и оздоровительное действие на ребенка оказывает плавание с первых недель жизни. Благодаря строго дозированным водным процедурам в организме усиливается обмен веществ, улучшаются функции дыхания, кровообращения, пищеварения, развивается опорно-двигательный аппарат, совершенствуется высшая нервная деятельность. В воде, где тело теряет свой вес, малышу легко выполнять все движения, они становятся мягкими, пластичными, не перегружают ребенка (при правильном их применении), способствуют его тренировке. Благоприятное влияние воды на недавно родившегося ребенка можно объяснить также длительным периодом его развития во внутриутробной среде и сохранением уже после рождения плавательных рефлексов. Ребенок при движении ощущает приятное массирующее воздействие воды, испытывает радость и удовольствие. Водные процедуры, укрепляя нервную систему, способствуют хорошему сну, ускорению развития всех органов и систем. Главные принципы занятия в воде, как и при применении других средств ЛФК, — это постепенность и систематичность. Во время водной процедуры необходимо следить за состоянием ребенка. Вода должна быть приятной и на первых занятиях иметь температуру 37—37,5° С с понижением ее до конца первого месяца плавания до 34° С и до конца третьего месяца — до 32° С. В первые 3 месяца должны решаться в основном задачи привыкания к более длительному времени нахождения в воде и закаливания. В этот период ребенок передвигается с помощью различных поддержек взрослого, сидящего в ванне или находящегося рядом. Одновременно при различных заболеваниях детей в этот период решаются и частные задачи оздоровления с помощью различных упражнений в воде. В дальнейшем число занятий увеличивается до 5—6 раз в неделю, а продолжительность их постепенно возрастает до 20—25 мин. Показания к назначению плавания очень широки. Практически каждый здоровый ребенок начиная с 10—15 дней жизни при отсутствии противопоказаний может заниматься плаванием. Проводить занятия можно через 40—60 мин после кормления или за 30 мин до кормления. Продолжительность занятий — от 5 до 20 мин. Проводить лечебное плавание и упражнения в воде лучше через 2—3 ч после лечебной гимнастики. Противопоказаниями к проведению плавания и упражнениям в воде являются открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа. Обучение плаванию проводится в обычных ваннах, а затем в микробассейнах детских поликлиник. Продолжительность первых занятий 10—15 мин. Обучение плаванию проводится с помощью поддержек руками и пенопластовыми поплавками, прикрепленными к чепчику (автономная поддержка). Голова ребенка, как более тяжелая часть тела, особенно нуждается в поддержке. Первые занятия проводят с двойной ручной поддержкой в положении ребенка на спине. Левая ладонь взрослого поддерживает его головку, а правая рука охватывает область груди и живота (рис. 1). Так же осуществляется поддержка ребенка в положении лежа на груди (рис. 2). Рисунок 2 Необходимо добиваться, чтобы тело ребенка во время всего занятия находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение. Поддержки во всех случаях, по мере тренировки, должны становиться минимальными и создавать условия ребенку для свободного движения руками и ногами в положении его на спине и на груди. Облегченный вариант поддержки на спине — голова удерживается обеими руками (рис. 3). рисунок 3 Первые движения в воде производят с помощью взрослого — скольжения на воде (поперек, вдоль ванны, «восьмеркой»), а также покачивания. Ребенка медленно продвигают в воде в разные стороны, при этом следует добиваться, чтобы ребенок рефлекторно отталкивался ногами от краев ванны (рис.4). Рисунок 4 Уши ребенка должны быть погружены в воду. При плавании на груди следует поддерживать подбородок ребенка с тем, чтобы в рот не попала вода. Обучение плаванию необходимо производить не спеша, спокойно, всячески стимулируя проявления плавательных рефлексов. При появлении у ребенка гребковых движений характер поддержки облегчается. Двуручные поддержки заменяются одноручными (рис. 5) или автономными. рисунок 5 Со второго месяца можно осторожно начинать обучение ребенка задержке дыхания. Сначала это делают, поливая головку ребенка из лейки или водой, захваченной рукой из ванны, в течение 4—5 с, 4—6 раз за время отдыха между упражнениями (проводки, покачивания). В дальнейшем при проводке на груди погружать лицо ребенка сначала на 0,5—1 с, потом на 2—3—4 с. После усвоения этого упражнения можно перейти к более сложному: поддерживая ребенка вертикально, произнести «раз, два, три, ныряй!». Погрузить ребенка сначала до уровня носа на 3—5 с, потом до уровня глаз, а в дальнейшем с головой (за одно занятие — не более 4—6 погружений). В дальнейшем можно переходить к более сложным упражнениям, например ныряние с доставанием ярких игрушек. Нельзя допускать погружения ребенка под воду при плаче и во время движения в воде во избежание попадания воды в носовые ходы. К самостоятельному плаванию можно приступить после того, как ребенок будет достаточно тренирован в задержке дыхания при погружении рта и носа под воду и овладеет навыком грести руками. Взрослый лишь слегка поддерживает и направляет действия ребенка. Помимо соблюдения постепенности в увеличении нагрузки, систематичности занятий, необходимо помнить еще об одном важном условии: постараться не испугать малыша при первых занятиях в воде (чересчур прохладная вода, большая, чем положено, нагрузка в воде и др.). Перенесенный испуг может на всю жизнь «поссорить» ребенка с водой и плаванием.


Стремительная утомляемость малышей, страдающих гипотрофией, просит серьезного соблюдения принципа рассеянной нагрузки. Долгое упражнение одних и тех же мышечных групп, так же как и длительное пребывание в одном и том же начальном положении (на спине, животике, боку), стремительно утомляют малыша и приводят к отрицательным реакциям. В базу методики целебной физической культуры при гипотрофии следует положить строго личный подход к ребенку с учетом степени развившейся гипотрофии, психомоторного развития, нрава нарушений внутренних органов и систем. При всем этом приметно миниатюризируется подкожный жировой слой в области животика, несколько понижается тургор тканей. Общее состояние малыша обычно не нарушается, но может наблюдаться некое отставание в психомоторном развитии. Гимнастика и массаж при гипотрофии I степени отличаются несколько сниженной общей нагрузкой, наименьшим числом повторений физических упражнений и более частым применением поглаживающего приема массажа. Подбор физических упражнений должен строго соответствовать психомоторному развитию малыша. Общая длительность занятия — 20—30 мин. II (средняя) степень гипотрофии характеризуется отставанием массы тела от возрастной нормы. Существенно миниатюризируется подкожно-жировой слой не только лишь на животике, да и на туловище и конечностях. При этой степени гипотрофии приметно нарушается общее состояние малыша. Кожные покровы получают бледноватую расцветку и сухость. Ясно снижается тургор тканей. Понижается сократительная функция мускул. Видна задержка психомоторного развития, нарушается теплорегуляция. Нарушается сон, чрезмерная раздражительность нередко сменяется вялостью, адинамией. При гипотрофии средней тяжести общая нагрузка при применении целебной гимнастики и массажа должна быть уменьшена, что разъясняется существенными переменами общего состояния хворого. Беря во внимание выраженную задержку психомоторного развития малыша, физические упражнения подбирают строго персонально, соответственно уровню психомоторного развития. Общая длительность занятия с нездоровым сокращается до 15 мин. Подкожно-жировой слой практически стопроцентно отсутствует. Кожа бледноватая с сероватым цветом, просто собирается в складки. Выраженная атрофия мускул смешивается с увеличением их тонуса. Лицо малыша приобретает старческое, мученическое выражение. Наблюдается остеопороз. Малыши с тяжеленной формой гипотрофии отстают в росте. У их отмечается резкое отставание в психомоторном развитии. Ребенок вял, адинамичен, у него появляются негативные эмоции, понижаются функции всех систем организма. Существенно мучается при всем этом кардиореспираторная система. Дыхание поверхностное, более частое, развиваются застойные явления в легких, что часто приводит к развитию пневмонии. Тоны сердца приглушены, пульс аритмичен, слабенького заполнения; нередко артериальная гипотония. Со стороны органов пищеварения наблюдаются конфигурации моторики, понижение секреции, что приводит к нарушению процессов переваривания и всасывания. Нарушаются аква и солевой обмен. Приметно расстраивается теплорегуляция, сопровождающаяся значительными колебаниями температуры тела.



Причиной, приводящей к быстрому утомлению, может быть неправильная организация деятельности детей. Они должны иметь возможность играть или заниматься еще чем-либо (наблюдать за окружающим, рассматривать картинки, лепить и т. п.) всегда, когда не заняты другими процессами — кормлением, умыванием, одеванием. Нельзя допускать бездеятельности детей, так как это прежде всего не способствует их развитию. Кроме того, частая бездеятельность, как правило, ведет к повышенной возбудимости детей и является причиной вспышек раздражительности. При организации деятельности детей очень важно создать благоприятные внешние условия, в которых она протекает. Различные физические факторы окружающей среды оказывают большое влияние на работоспособность детей. К таким факторам относится прежде всего температура помещения, чистота воздуха, акустика, освещение. В душной комнате с высокой температурой воздуха утомление детей наступает скорее. Особенно неблагоприятно и быстро ведет к утомлению обилие резких акустических раздражений и длительный хаос звуков (шум) в детском помещении. Имеет также значение общая ситуация во время игр и занятий детей. Если в помещение группы часто входят посторонние люди, если взрослые в присутствии детей много и громко разговаривают между собой, а воспитательницу во время работы отвлекают, тем самым нарушая ее общение с детьми, то все это неблагоприятно отражается на их поведении, приводя к повышенной раздражительности. Дети первых 3 лет жизни не могут долго заниматься одним и тем же и нормально реагировать на сильные внешние раздражители. Но заниматься чем-либо одним, даже если занятия интересны, он может примерно около 20—25 минут соответственно выносливости его нервных клеток коры. Давно подмечено, что ребенок может быть целый день в движении и не устает, а если мать ведет его за руку в одном направлении, быстро устает и просит взять его на руки. Такое противоречие в поведении ребенка объясняется тем, что, бегая свободно, он многократно меняет характер своих движений: то присядет, то остановится, то подпрыгнет, идет то влево, то вправо и т. д., вследствие чего происходит смена не только работающих мышц, но и соответствующих участков мозга и утомления не наступает. Если же ребенка ведут за руку, он вынужден делать однообразные движения и, следовательно, работают длительное время одни и те же мышцы, один и тот же участок мозга, а это приводит к утомлению. Сам ребенок не всегда может понять свое состояние и переменить положение — за этим должны следить взрослые. Непрерывное действие одного и того же раздражителя или однообразные движения, длительная деятельность одного и того же анализатора вследствие малой выносливости нервных клеток ведут к утомлению. Однообразие обстановки, постоянное наличие одних и тех же игрушек, пособий в пользовании детей также являются причиной нарушения возбудимости их нервной системы: вследствие отсутствия разнообразия не обеспечивается активное деятельное состояние коры. Особенно отрицательно это отражается на детях, находящихся в круглосуточных группах или домах ребенка. Для внесения разнообразия в жизнь таких детей широко должна использоваться прогулка. Наряду с организацией самостоятельной деятельности детей большое значение в их воспитании имеют специальные занятия. Как известно, занятия являются наиболее эффективной формой обучения.


Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта
Новое на сайте
Реклама на сайте
Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика