Реалии и нереалии
  • Опубликовал: admin |
  • Дата: 21 февраля, 10:02
Дела и ужасы Жени ОсинкинойГод назад на Московской книжной выставке-ярмарке, у стенда издательства «Время», я услышала у себя за спиной возглас: «А, так это вы издаёте этот кошмар!» Женщина в очках, широко улыбаясь, указывала на книжки Мариэтты Чудаковой «Дела и ужасы Жени Осинкиной». «Почему это кошмар? – возмутилась сотрудница издательства и добавила, обращаясь к коллеге: - Ходят тут всякие, хамят…» Я повернулась и пошла от стенда. И книжки эти меня тогда не заинтересовали. Хотя бы по той примитивной причине, что не глянулась их психоделическая, на мой вкус, обложка. Но совсем недавно в комментариях к одной из моих статей я увидела вопрос именно о «Жене Осинкиной» и современных реалиях в ней. А я в это время собиралась читать совсем не эту книгу. Я собиралась читать своей дочери «От первых проталин до первой грозы» Георгия Скребицкого – одну из любимых книг моего детства. И поэтому стала читать параллельно: для дочери – Скребицкого, для себя – Чудакову. И статья эта о двух совсем-совсем разных книгах, которые всё же так или иначе говорят об одном: о мостике, перекинутом из детства во взрослую жизнь. От первых проталин до первой грозыКнига Скребицкого очень простая. Пожилой человек в начале шестидесятых годов двадцатого века вспоминает события пятидесятилетней давности. Время, когда ему было девять-десять лет. Время, когда он был и считался, и даже сам себя сознавал маленьким мальчиком. Жил, не выезжая дальше соседней деревни, в маленьком городишке Чернь, играл с плюшевыми игрушками, ловил бабочек и птиц, пускал кораблики по реке, стрелял в саду из лука, воображая себе, что коряга – это лохматый медведь, делал с мамой новогодние игрушки, наряжал ёлку и только-только начинал, после домашнего обучения, ходить в школу. Книга Чудаковой пытается быть простой. Сюжет великолепен своей прямолинейностью: девочка Женя едет на чёрной генеральской «Волге» из Москвы в Челябинск и Омск, спасать своего друга Олега, которого обвинили в убийстве. Женя везёт доказательства невиновности Олега. Кроме того, доказательства невиновности сыплются на неё, как из рога изобилия, уже в самом путешествии. Попутно откуда-то всё время возникают Женины друзья – не находятся в пути новые друзья, а именно каким-то образом появляются старые. Они очень хорошие, прямо замечательные дети и молодые люди. Они очень нужны для повествования, ведь (цитата из книги) «некоторые… смело заявляют о гибели генофонда в нашей стране. Но мы ни за что не пополним ряды этих всезнаек». И чтобы не пополнять ряды этих всезнаек, писательница создаёт ряды гениальных детей, которые, живя в разных городах и деревнях России, чудесным образом оказались друг с другом лично знакомы, а как именно это произошло – не существенно (их как-то познакомил Олег, и этим всё сказано). Мальчик Юра из книги Скребицкого – это сам автор в детстве. Это совсем не гениальный и даже не замечательный мальчик. Он обидчив, застенчив, робок, бывает, что завистлив и по-детски эгоистичен. Он не совершает никаких выдающихся поступков. Он не особенно мастеровитый мальчик. Посредственно учится, и хотя неплохо знает хрестоматийную русскую классику, с которой принято было знакомить детей, но никогда ему не приходит в голову цитировать Пушкина, Кольцова и Булгакова, как это делают эрудированные друзья Жени Осинкиной. Юру не назовёшь спортивным или хотя бы трудолюбивым ребёнком. Он ленится ухаживать за животными, которых сам же и заводит. Не восстаёт против несправедливости – боится. Не принимает под кустом роды у своей тёти (да-да, есть у Чудаковой и такой герой). Зато он, между прочим, не только ловит бабочек, но и охотится со своим старшим братом на птиц, и бесконечно счастлив, когда ему удаётся подстрелить вальдшнепа. Он, с головой уйдя в радости зимних каникул, забывает о старике, с которым дружил и который теперь тяжело болен. Такой вот самый обычный мальчик. А как он выглядит – мы и вовсе не знаем. Мариэтта Чудакова собирает читателей в кружок. Смотрите, дети, сейчас мы с вами создадим премилую героиню. Возьмём пригоршню благородства, рассудительности, склонности к анализу, не забудем две горсти отваги, смешаем три горсти твёрдости и волевой решимости, добавим цитат русских классиков, щепоть любознательности, хорошую учёбу, способности к иностранным языкам, знание уголовного кодекса, занятия по каратэ, а также «легкие короткие волосики цвета расплавленного золота, которые стоят как облачко» и «глаза особенного, редкого темно-зеленого цвета, напоминавшего цвет бутылочного стекла старых дорогих вин» - и вот у нас получилась Женя Осинкина. Далее по такому же алгоритму (за исключением золотых волосиков и глаз особенно-редкого цвета) мы вырежем из картона… простите, создадим её друзей. Кому-то отмерим поменьше ума и энергии, кому-то побольше запальчивости и уголовного кодекса, но в итоге у нас получится великолепная компания из отборных детей, где мается один только неприкаянный Скин, которому не повезло с родителями-алкоголиками, но которого – мы в этом не сомневаемся – ждёт сначала последовательное посрамление в его скинхедском мировоззрении, а потом полное исправление. Вообще, вы, взрослые, не уходите далеко. Дело в том, что у автора «Жени Осинкиной» есть политические убеждения. И именно вы, уважаемые взрослые, способны им внять. Ведь предполагается, что лучшие современные дети (как и сама Женя) почти не помнят, кто такие Ленин и Сталин – и, по мнению автора, прекрасно, что не помнят, а думают о своём, о достойном их юного ума. Но в книге без разъяснения роли Сталина шагу ступить невозможно. И кто-то должен это оценить. Кто-то должен ужаснуться бескрайней провинциальной разрухе, по которой путешествует на генеральской «Волге» Женя Осинкина (у неё есть друг, а у друга папа генерал, и тот генерал хороший и дал Жене для её миссии свою машину и двоих телохранителей). Кто-то должен проникнуться рассуждениями Чудаковой о благотворности отмены смертной казни и жестокости российских граждан, которые надеются её вернуть. Не дети, потому что дети хорошие и не виноваты, что Сталин. А вы, взрослые, послушайте, это для вас. У мальчика Юры в начале двадцатого века не было Сталина. Даже Октябрьской революции ещё не было. И из Черни, что под Тулой, он не выезжал, и не знал ни одного генерала. И был совсем не геройский мальчик. Но что такое социальная несправедливость – он знал. Его отчим был городским врачом, и Юра слышал его рассказы о том, как мечется в жару больная воспалением лёгких девочка, отец которой не имеет средств даже купить ей молока. Юра помнит, как его мать взяла лист бумаги и пошла по соседям – собирать деньги для этой девочки, Татьянки, и как дали денег те, кто победнее, а самый большой богач в городе, купец, давший сто рублей на церковный колокол, пожертвовал на больную девочку – один рубль. Мальчик помнит погорельцев – мать и сына, потерявших в одночасье всё своё хозяйство и в изодранных в лохмотья рубашках идущих по миру. Именно с этой встречи, когда его мать дала погорельцам еды и одежды, а сам Юра отдал нищему мальчику своего любимого плюшевого мишку, начались его ночи, полные мучительных мыслей, началось его взросление. Он знает тяжесть безвозвратной утраты и угрызенья совести. И спустя пятьдесят лет он помнит, как было ему стыдно, когда он понял, что забыл про своего друга, старика-птицелова, когда тот был болен. А вот Женя и её друзья не знают, что такое стыдно, ибо всегда поступают правильно. Впрочем, в книге Чудаковой есть и отрицательные герои. Узнать их легко. Они слушают попсу и Шнура, ходят в ночные клубы, курят травку, не читают классику, плохо учатся, поддерживают лозунг «Россия для русских» и плохо знают русский язык. То, как плохо они его знают, последовательно подчёркивается. Чудакова не упускает случая сказать, что хотя в русском языке почти все слова когда-то откуда-то заимствованы (на самом деле, когда пытаешься пробиться к такому раннему историческому этапу, правильно говорить не о заимствовании, а о древнем родстве языков), но лучше не употреблять недавних заимствований там, где без них можно обойтись. Она посвящает прочувствованный пассаж разъяснению понятия «озимые» (которое не понимает скверно образованный, не любящий читать классиков Скин). И после этих рассуждений вдвойне странно видеть в книжке выражения «Женя распределяла функции», «Женя говорила сухими формулировками», «к Жене поступила новая информация». Мальчик Юра Скребицкий проведёт ночь без сна, пытаясь понять, почему у одних людей есть гораздо больше того, что им нужно, а у других нет даже самого необходимого. Чудо-ребёнок Женя Осинкина даст уверенный совет унылым и несознательным челябинцам, как им обустроить их двор. Но Женя, хоть она на три-четыре года старше Юры, не задумается, почему тех элементарных услуг ЖКХ, что есть в Москве, нет в Челябинске. И если для обычной девочки такое поверхностное мышление обыкновенно, то для образца начитанного, активного, глубокомысленного ребёнка, надежды российского генофонда, - оно немного странно. Как и вся эта книга, написанная с самыми добрыми намерениями, но подводящая к выводу, что уповать Россия может только на чудо. На предоброго генерала. На чёрную «Волгу». На цепочку невероятных совпадений. Правда, я, признаюсь, прочитала только первую книгу трилогии – может быть, дальше построение сюжета отойдёт от приёмов уличной магии. Может быть, другие две книги значительно лучше, и только я уже не хочу это выяснить, и с удивлением признаю, что мальчик Юра из своей столетней дореволюционной дали убедительнее, ближе и понятнее мне, чем девочка Женя, которая младше меня на каких-нибудь десять лет. Уже дочитывая попеременно обе книги – и Скребицкого, и Чудакову, – я вспомнила образ, который объединил их для меня. В «Солярисе» Тарковского Крис Кельвин долго-долго мчится по тёмному однообразному тоннелю. Очень долго, с неприятным тягостным жужжанием, с напряжённым лицом. И в тот самый момент, когда начинает казаться, что эта гонка никогда не кончится, - вдруг наступает тишина. Сад. Дерево. Водоём. Водоросли на дне. Светло и тихо. Скребицкий.
  • Комментарии: [0]
  • Просмотров: 57020 |
Информация о сайте

Все права защищены.Копирование материалов запрещено.
Беременность и роды
В ходе проведенного недавно исследования выяснилось, что у мужчин, работа которых предусматривает более шесть часов сидения на одном месте, резко уменьшаются шансы стать отцами. Для проведения исследования ученые использовали специальные термометры, "встроенные" в трусы мужчин, сообщает MIGnews.com. Тесты показали, что после просиживания на одном месте более одного часа, в области мошонки уровень температуры повышается в среднем на 2 градуса по отношению к общей температуре тела. Вместе с тем давно установлено, что для выработки качественной спермы требуется, чтобы температура яичек (тестикул) была ниже нормальной температуры тела. Пока исследователи не готовы дать ответ на вопрос, каким образом следует решать данную проблему. Тем более, что число работников офисных помещений растет из года в год. В качестве одного из возможных решений, ученые предлагают мужчинам, планирующим стать отцами, как минимум на один год отказаться от работы в офисе и уделить больше внимания физической активности. Еще один вариант: каждые полчаса можно делать перерыв в работе и посвящать это время получасовым прогулкам. Этот способ позволяет восстановить температурный баланс в области мошонки до нормы. Подробнее об этом исследовании можно прочесть на страницах научно-медицинского журнала Reproductive Toxicology.
Детское постельное белье Новорожденный малыш первое время обходится без простыни и пододеяльника, так как их пеленки заменяют. Но с возраста трех месяцев малышу надо иметь детское постельное белье. Количество предметов понемногу будет увеличиваться. Детское постельное белье: К примеру, к трем годам ребенок так подрастет, что ему понадобится подушка. Помимо подушки еще надо будет купить наволочку. Двухлетнему ребенку необходим целый комплект детского постельного белья. Поскольку пеленки уже не нужны, их надо выстирать, выгладить и аккуратно сложить в шкаф. Возможно, они понадобятся для второго малыша. Если хотите, то на память можете сфотографировать их, например, на телефон Nokia c8, ведь иногда так приятно вспомнить, каким было первое белье малыша. Поскольку малыши растут быстро, мама должна следить, не стал ли слишком маленьким пододеяльник. Ребенок не будет спокойно спать, если из-под одеяла будут высовываться пятки. Чаще стирайте детское постельное белье, так как он потеет во сне, а на несвежей простыне спать вредно. На коже от этого может быть раздражение. Необходимо следить за тем, чтобы постель все время была опрятной и чистой. Комплект белья необходимо менять три раза в неделю. Если с малышом время от времени случаются «неприятности», положите клеенку под простыню. Детское постельное бельеДетское постельное белье Детское постельное белье не надо стирать синтетическими порошками. Ведь они из ткани очень плохо выполаскиваются. Если между волокнами пододеяльника или простыни останутся частички порошка, то у ребенка они могут аллергию вызвать. Выстиранное белье следует просушить и хорошо утюгом прогладить, чтобы уничтожить всех вредных микробов, которые пережили стирку. Ребенку будет очень приятно спать на проглаженном белье. Однако крахмалить наволочки, пододеяльники и простыни не надо. Ведь детская кожа очень нежная, а жесткая ткань, как правило, вызывает раздражение. Более того, накрахмаленное белье очень плохо пропускает благу и воздух. Все детское постельное белье должно быть опрятным и новым. Малыши всегда очень чувствительно реагируют на заплатки на пододеяльнике или дырочки в простыне. Однако если вы сможете хорошо зашить дырочку, то покупать новый комплект белья пока не обязательно. Не рекомендуется детские и взрослые постельные принадлежности хранить вместе. Во-первых, это правило гигиены. Во-вторых, в случае необходимости белье малыша будет легче найти.
Для того чтобы дети могли самостоятельно играть, нужно обеспечить им следующие условия: предоставить детям достаточную площадь для движений; дать достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту детей, чтобы они могли их правильно использовать; обеспечить своевременную смену игрушек, что должно поддерживать у детей более длительную и разнообразную деятельность. Хотя роль взрослого в развитии ребенка второго полугодия жизни остается ведущей, но с приобретением личного опыта ребенка в использовании игрушек повышается значение его самостоятельной деятельности. Однако она будет возникать у ребенка и поддерживаться, если воспитательница часто подходит к детям и побуждает их к тем или иным действиям. В течение одного отрезка бодрствования, кроме проведения игр-занятий, нужно обеспечить детям постоянную смену самостоятельной деятельности и общения со взрослыми. Когда взрослые заняты гигиеническим обслуживанием или кормлением детей, должна быть правильно организована самостоятельная деятельность каждого ребенка. Необходимо неоднократно проверять, чем занят ребенок, и привлекать его внимание к игрушке постукиванием и звучанием, вызывая повторное стремление взять ее и опять с нею заняться. Во втором полугодии повышается интерес ребенка к игрушке и меняется отношение к ней. Если с первых месяцев жизни дети привыкли бодрствовать некоторое время без участия взрослого, то во втором полугодии они могут более длительно самостоятельно играть. В процессе самостоятельной деятельности ребенок совершенствует и закрепляет умения, которые он приобрел до 5—6 месяцев и которым научил его взрослый во время занятий с ним, а также приобретает некоторые новые умения. Самостоятельно играя с игрушками, 7—8-месячный ребенок может овладеть некоторыми элементарными действиями, вытекающими из свойств этих предметов. Например, ребенок может самостоятельно и без подсказки взрослого узнать, что погремушка звенит, если ею размахивать, что мяч катится, если его подтолкнуть, что шарик можно вынуть из мисочки. Дети этого возраста могут научиться сами вставать к барьеру, ходить вокруг него. Дети второго полугодия первого года жизни общие движения осваивают в основном в процессе самостоятельной деятельности. Однако у 10—11-месячного ребенка не может без обучения взрослого своевременно появиться, например, учение надеть кольцо на стержень или положить кубик на кубик — этому его должен научить взрослый.
Пожилых женщин не стоит лечить от бесплодия Английский врач подверг критике коллег, позволивших пожилой паре пройти лечение от бесплодия и воспользоваться технологией экстракорпорального оплодотворения. По его мнению, мать, которой уже исполнилось 56 лет, вряд ли сможет вырастить ребенка и обеспечить его всем необходимым, тем более, не следует ей помогать, если она бесплодна. Автором такого утверждения стал Питер Боуэн-Симпкинс из Королевского колледжа акушерства и гинекологии. По его словам, официальных ограничений по возрасту для экстракорпорального оплодотворения нет, но большинство здравомыслящих врачей, руководствующихся интересами будущего ребенка, не станут помогать женщинам старше 50 лет. Теперь же 56-летняя Линн Безант готовиться стать матерью двойняшек. Если все пройдет без осложнений, то она станет самой старшей матерью в Великобритании, которая родила близнецов. Она и ее муж Дерек, которому исполнилось 55 лет, ожидают появления детей в июне этого года. У нее уже есть трое взрослых детей, кроме того, в прошлом у Линн было несколько невыношенных беременностей и случаев мертворождения. По словам представителя британского управления по оплодотворению и эмбриологии человека, в каждом случае врачи должны решать эту проблему индивидуально, с учетом интересов ребенка и риском возможных осложнений. Если сотрудникам управления становится известно о таких случаях, они связываются с больницей и выясняют детали. Однако, если все формальности соблюдены, никаких рычагов давления на администрацию не остается. Так что последнее слово всегда остается за врачами. В данном случае решение принято в Лондонской гинекологической клинике на Харлей-стрит.